Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Терминология

Терминология

Словарь – справочник для специалистов, работающих с семьями, находящимися в социально-опасном положении

А

Адаптация социальная – система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.

Аморальный образ жизни – образ жизни не соответствующий общепринятым нормам (пьянство, дебоши, употребление наркотических и психотропных веществ).

Антиобщественные действия несовершеннолетнего - действия, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Б

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Благополучие – это обычное, без отклонений от нормы, нежелательных явлений состояние кого-либо.

Г

Группы риска - это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, биологической гибели.

Группа социального риска - граждане, которые подвержены опасным отрицательным воздействиям, подрывающим социальную безопасность общества.

Д

Дети группы риска – это та категория детей, подростков, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни, более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети-инвалиды; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети – жертвы насилия; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными).

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

И

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Л

Лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а так же которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Н

Навык – способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным.

Насилие в семье – любой акт насилия, совершенный по отношению к члену семьи, который причиняет или может причинить экономический, физический, сексуальный или психологический вред или страдания члену семьи, включая угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольные лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

О

Опыт жизненный - это неповторимый своеобразный синтез всевозможных знаний, умений, навыков, впечатлений, чувств, других психических актов и состояний, который формируется в течение человеческой жизни и может быть использован при решении возникающих перед человеком проблем

П

Патронат социальный – это система взаимоотношений социальной службы с семьей, которая выступает в качестве клиента, находящегося в трудной жизненной ситуации

Патронаж социально-педагогический – это квалифицированная и адресная помощь приемным родителям при реализации ими родительской роли и социализирующей функции в условиях замещающей семьи.

Профилактика — использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.

  • Первичная профилактика – это предупреждение возникновения у детей дефектов, отклонений в психофизическом развитии.
  • Вторичная профилактика – это предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных дефектов.
  • Третичная профилактика – это социально-трудовая адаптация лиц, страдающих дефектами.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Профилактика социальная — профилактическая деятельность, осуществляемая для реализации принципа социальной справедливости.

Р

Реабилитация – это восстановление в правах; восстановление доброго имени, репутации; восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.

Реабилитация социально-педагогическая – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе.

Ресоциализациявосстановление у несовершеннолетних утраченных или не полностью сформированных социальных умений и навыков, необходимых ему для успешного функционирования в социальной среде.

С

Самоопределение – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Самоопределение социальное - выбор личностью своей социальной роли и социальной позиции в системе социальных отношений на основе осмысления своих целей.

Семья – лица, связанные родством и (или) свойством, совместно, как правило, проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Семья группы риска – семья, имеющая в своем составе алкоголиков, наркоманов, токсикоманов, или лиц, совершающих правонарушения или другие антиобщественные действия.

Семья замещающая – форма семейного и жизнеустройства ребенка, который утратил связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.

Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуацииэто семья, которая не в состоянии выполнять свои функции, особенно в отношении детей, в силу объективных социально-экономических условий, вести нормальную жизнедеятельность (болезнь или инвалидность членов семьи, малообеспеченность, безработица, конфликты, изоляция).

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Семьи неблагополучные – это семьи, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания.

Социальная среда - конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития.

Т

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может самостоятельно преодолеть.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ