Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Организация работы службы «Телефона доверия»

Библиотека

Организация работы службы «Телефона доверия»

Одним  из  важных  и  эффективных  инструментов  оказания  помощи  семьям  является  «Детский  телефон  доверия».

В  ГБУ  «ЦСПСД  «Журавушка»  служба  экстренной  психологической  помощи  по  телефону  была  создана  одной  из  первых  в  области  и  в  этом  году  отметит  свое  15-летие. 

С  ноября  2010  г.  на  базе  службы  была  открыта  Всероссийская  линия  телефона  доверия  для  детей,  подростков  и  их  родителей  с  номером  8-800-2000-122.  Цель  деятельности  службы:  оказание  экстренной  психологической  помощи  гражданам,  находящимся  в  кризисном  состоянии,  в  том  числе  –  детям  и  подросткам,  а  также  их  родителям.

Телефонное  консультирование  особое  значение  приобретает  в  ситуации,  когда  очная  психологическая  помощь  по  разным  причинам  невозможна.  Преимущества  телефонного  консультирования  –  это  сведение  до  минимума  влияний  извне  на  человека,  доступность,  анонимность,  конфиденциальность,  экстренность  оказания  помощи.  Обращение  ребенка  на  «Телефон  доверия»  не  опосредованно  влиянием  родителей  или  иных  взрослых  и,  поэтому  телефонное  психологическое  консультирование  становится  одной  из  реальных  форм  помощи  ребенку,  оказавшемуся  в  кризисной  ситуации.

«Детский  телефон  доверия»  предназначен  для  детей,  их  родителей,  иных  взрослых,  испытывающих  одиночество,  страхи,  тревогу,  обеспокоенных  ситуацией,  складывающейся  в  жизни  ребенка.  Абоненты  «Телефона  доверия»  обращаются  по  вопросам  развития,  обучения,  воспитания  детей.  Часто  на  «Телефон  доверия»  обращаются  абоненты  по  поводу  различных  видов  аддикций,  в  т.ч.  и  приема  психоактивных  веществ,  алкоголя.  В  среднем  в  год  поступает  около  четырехсот  таких  обращений.  Тематика  обращений  распределяется  следующим  образом: 

  • компьютерная  зависимость  (Интернет)  –  39%;
  • игровая  зависимость  (компьютер,  приставки)  -  31%;
  • алкогольная  зависимость  –  7%;
  • наркотическая  зависимость  –  7%;
  • смешанные  аддикции  –  10%;
  • табакокурение  –  5%;
  • токсикомания  –  1%.

В  связи  со  спецификой  работы  «Телефона  доверия»,  консультативное  взаимодействие  психолога  с  клиентами  категории  зависимости  и  созависимости,  в  первую  очередь,  выстраивается  в  информационном  ключе.

Специалист  службы  может:

  • оказать  абоненту  психологическую  поддержку  его  эмоционального  состояния; 
  • выслушать  и  уточнить  проблему  с  помощью  техник:  активное  слушание,  уточняющих  и  проясняющих  вопросов;
  • помочь  осознать  наличие  проблемы  в  семье;
  • дать  информацию  об  учреждениях,  куда  можно  обратиться  за  очной  квалифицированной  психологической  помощью.

В  2012  году  в  практику  работы  «Телефона  доверия»  была  внедрена  технология  работы  с  кризисными  звонками.  В  семьях,  где  родители  зависимы  от  алкоголя,  практически  всегда  существует  риск  жестокого  обращения  с  ребенком.  Ребенок  сталкивается  с  проблемами,  вызванными  как  самим  злоупотреблением,  так  и  его  последствиями.  В  самом  мягком  виде  -  когда  один  из  родителей  «тихо»  пьет,  не  устраивая  скандалы  и  не  нападая  на  других  членов  семьи,  -  ребенок  лишается  стабильности  и  внимания  родителей;  в  грубом  -  подвергается  избиениям,  лишается  еды,  одежды,  собственного  места  в  доме,  постоянно  живет,  испытывая  различные  дефициты  и  страх.

В  значительной  мере  само  по  себе  пребывание  ребенка  в  семье,  в  которой  родители  злоупотребляют  алкоголем,  является  жестоким  обращением  с  ним:

  • жизнь  родителей  ориентирована  на  алкоголь,  а  не  на  детей;
  • ребенок  часто  живет  в  условиях  пренебрежения  нуждами  практически  во  всех  сферах  (еда,  одежда,  здоровье,  развитие  и  обучение,  контроль  и  безопасность,  тепло  и  забота);
  • всегда  подвергается  эмоциональному  насилию  (кричат,  угрожают,  игнорируют,  обманывают,  вынуждают  выполнять  не  по  возрасту  взрослую  роль,  вовлекают  в  асоциальное  поведение);
  • часто  подвергается  физическому  насилию  (избивают,  физически  наказывают,  дают  алкоголь);
  • нередко  дети  подвергаются  прямому  (становятся  жертвами)  или  косвенному  (видят  сексуальные  отношения  взрослых)  сексуальному  насилию.

В  случае  сообщения  о  насилии  в  отношении  несовершеннолетнего  консультант  обязан  оформить  карточку  кризисного  звонка.  Информация  передается  в  областную  комиссию  по  делам  несовершеннолетних,  специалисты  которой  осуществляют  организацию  помощи  данному  ребенку  и  контроль  за  ситуацией  в  семье.

Родители,  зависимые  от  алкоголя,  не  могут  в  достаточной  мере  заботиться  о  ребенке,  регулярно  выполнять  родительские  функции.  Это  относится  и  к  возможностям  зависимых  людей  выстраивать  собственную  жизнь,  разрешать  проблемы,  преодолевать  трудности.  Именно  этим  обусловлена  необходимость  сопровождения  таких  семей,  помощь  им  должна  носить  систематический  характер  и  учитывать  весь  комплекс  имеющихся  в  этих  семьях  проблем.  В  случае  необходимости  семья  определяется  на  социальный  патронаж.

Алкоголь  может  быть  причиной  неблагополучия,  но  может  быть  и  по­следствием  его,  например,  в  тех  ситуациях,  когда  родители  начинают  пить,  не  имея  возможностей  справиться  с  психологическими  и  бытовыми  трудностями,  не  видя  жизненных  перспектив  или  переживая  потерю  близких.  В  этом  случае  возможно  оказание  психологической  помощи.  Семья  приглашается  на  консультацию. 

Организовать  социальную  и  психологическую  помощь  семьям,  где  родители  пьют,  крайне  трудно.  Сложности  диагностики  обусловлены  преимущественно  социальным  отношением  к  этой  болезни:  опасениями  специалистов,  не  являющихся  врачами-наркологами,  задавать  прямые  вопросы  («неудобно  спрашивать»),  страхом  людей,  злоупотребляющих  алкоголем,  давать  правдивые  ответы  («стыдно  рассказывать»),  а  также  склонностью  зависимых  отрицать  болезненные  проявления  (алкогольная  анозогнозия).

Задача  разговора  о  злоупотреблении  алкоголем  заключается  не  в  постановке  медицинского  диагноза  (это  может  сделать  только  врач-нарколог),  а  в  ориентации  в  том,  какие  проблемы  необходимо  решать  в  первую  очередь,  например,  организовывать  медицинское  лечение  или  помогать  устраиваться  на  работу.  При  отсутствии  за­висимости  работа  нередко  позволяет  снизить  интенсивность  упо­требления  алкоголя  в  силу  того,  что  она  создает  среду  для  общения,  структурирует  время,  снижает  напряженность  материальных  проблем,  повышает  самооценку,  способствует  возникновению  чувства  стабильности  жизни.

На  практике  специалисты  почти  постоянно  сталкиваются  с  тем,  что  злоупотребление  отрицается,  человек  скрывает  (в  том  чис­ле  и  от  себя)  болезненные  симптомы,  прямо  отрицает,  что  регулярно  пьет,  дает  легкие  обещания  завтра  прекратить  и  пойти  на  работу  т.п. 

В  преодолении  анозогнозии  основное  внимание  в  первую  очередь  уделяется  тому,  как  конкретно  употребление  алкоголя  влияет  на  эмоциональное  и  физическое  здоровье  человека,  его  социальные  связи  и  взаимоотношения  c  ближайшим  и  отдаленным  окружением,  матери­альное  положение,  правовой  статус  и  работу.

Важной  является  информация  о  том,  работал  ли  человек  когда-нибудь  и  как  обстоит  дело  с  работой  сейчас,  какие  отношения  в  семье  и  т.д.

Данная  информация  помогает  определить,  какого  рода  помощь  может  оказаться  наиболее  полезной  для  каждого  отдельного  пациента.  Информация  может  быть  собрана  со  слов  самого  клиента,  на  основании  исследования  его  физического  состояния,  а  также  со  слов  членов  его  семьи  или  друзей.

Сложности  этой  работы  во  многом  обусловлены  особенностями  алкоголизма  как  заболевания,  поэтому  крайне  важно  направить  семью  за  помощью  к  специалисту-наркологу.

В  работе  с  проблемой  наркомании  можно  выделить  две  основные  категории  обратившихся.

Первая  категория  -  сами  наркозависимые  (в  подавляющем  большинстве  случаев  обращение  происходит  после  того,  как  молодые  люди  уже  столкнулись  с  проблемами  от  употребления  наркотиков).

Основной  стратегией  работы  с  подростком  в  данном  случае  является    выработка  плана  действий,  направленного  на  преодоление  критической  ситуации.  Как  и  всякий  процесс  психотерапии,  телефонный  ее  вариант  рассчитан  в  конечном  счете  на  активность  самого  консультируемого.  Поэтому,  основываясь  на  достигнутом,  подросток  подводится  к  осознанию  того  варианта  решения  проблемы,  с  которым  согласен  он  сам.  Участие  подростка  в  разработке  плана  действий  налагает  на  него  внутренние  обязательства  выполнить  намеченное.  Соглашение,  которое  порою  заключается  с  сотрудниками  «Телефона  доверия»  на  данном  этапе,  призвано  эти  обязательства  закрепить.  Консультант  занимает  позицию  “пассивной”  активности:  “держит”  паузу  (намеренное  молчание  с  целью  переадресовки  активности  подростку),  если  что-то  предлагает,  то  вполне  деликатно  и  в  форме  не  готовых  решений,  а  только  их  гипотез.

Из  опыта  практической  работы  можно  сказать,  что  часто  информация  об  употреблении    психоактивных  веществ  не  является  основной  темой,  заявленной  в  обращении.  Эта  информация  порой  выявляется  скорее  опосредованно,  например,  когда  молодой  человек  в  беседе  с  консультантом  по  проблеме  творческого  кризиса,  снижению  общего  интереса  к  жизни  упоминает,  что  с  определенной  периодичностью,  например,  «курит  травку»  и  она  якобы  помогает  ему  при  написании  музыки  и  текстов.  В  таком  случае  важно,  сохраняя  доверие  в  разговоре,  предложить  подростку  самому  обнаружить  опасность,  связанную  с  употреблением  наркотиков

Вторая  категория  -  близкие  подростка  (родители,  родственники,  друзья  наркоманов).  Часто  звонят  родители,  обеспокоенные  странным  поведением  ребенка,  не  имеющие  доказательств  наличия  наркотиков  в  его  жизни.  В  таком  случае  задача  специалистов  «Телефона  доверия»  предоставить  необходимую  информацию.

Когда  речь  идет  о  семьях,  в  которых  кто-либо  употребляет  алкоголь  или  наркотики,  то  помимо  понятий  «физическая  и  психологическая  зависимость»  всегда  говорят  о  созависимости.  Люди,  длительное  время  живущие  вместе  с  пьющими  мужьями  или  выросшие  в  семье,  где  родители  или  другие  близкие  злоупотребляли  алкоголем,  часто  приобретают  такие  особенности  в  поведении  и  характере,  которые,  с  одной  стороны,  разрушительно  влияют  на  собственную  жизнь,  а  с  другой  стороны,  способствуют  поддержанию  зависимости  у  члена  семьи:

  • созависимые  члены  семьи  неосознанно  поддерживают  алкоголизацию  (наркотизацию)  партнера,  препятствуя  усилиям  по  преодолению  зависимости;
  • у  них  формируется  искажение  представления  о  себе,  мешающее  установлению  близких  отношений,  поддержанию  эмоциональной  стабильности,  способности  опираться  на  собственные  силы;
  • у  многих  созависимых  потребность  контролировать  партнера  и  ориентация  всей  жизни  на  алкоголь  (наркотики)  занимают  столь  большое  место  в  жизни,  что  забота  о  ребенке  уходит  на  второй  план.

Тактика  работы  по  преодолению  созависимости  во  многом  имеет  сходство  с  преодолением  зависимости.  Первым  шагом  является  осознание  созависимости  (конкретных  ее  проявлений),  переориентация  на  собственную  жизнь. 

Консультанты,  работающие  с  населением  по  запросу  химической  зависимости,  часто  подвергаются  рискам  эмоционального  выгорания,  т.к.  данная  категория  клиентов  находится  в  глубоком  кризисе  и  требует  от  специалиста  большого  вложения  психических  сил.  Поэтому  психологам  важно  заботиться  о  своем  психологическом  состоянии,  чтобы  поддерживать  ресурсность  и  профессионализм  на  высоком  уровне.  Специалисты,  работающие  на  «Телефоне  доверия»  в  ГБУ  «ОЦСПСД  «Журавушка»  проходят  регулярное  обучение  в  рамках  ресурсного  центра,  созданного  на  базе  учреждения,  и  супервизии.

И  в  заключение  немного  статистики.  За  период  с  11  января  2014  года  по  30  марта  2015  года  на  «Телефон  доверия»  поступило  11832  звонков.  От  детей  и  подростков  поступило  -  5679.  От  родителей  или  лиц  их  замещающих  зарегистрировано  1841  звонков,  от  иных  граждан  поступило  4312  обращений.

Оформлено  12  карточек  учета  кризисных  звонков:  5  обращений  поступило  от  детей  и  подростков.  За  отчётный  период  по  вопросу  сексуального  насилия  в  отношении  ребёнка  поступило  4  звонка.  Из  них:  отношения  со  сверстниками  –  259,  детско-родительские  –  2271.  Основные  темы  -  отношения  со  сверстниками  и  родителями,  взаимоотношения  с  противоположным  полом,  дружба  и  трудности  в  общении  со  сверстниками,  межличностные  конфликты,  насилие  в  среде  сверстников,  проблемы  химической  зависимости.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ