Региональная программа Нижегородской области
http://бесстрашное-детство.рф
Социально-коррекционные программы, направленные на профилактику насильственных отношений в паре «родитель – ребенок»
В последнее время педагогам - психологам на очном консультировании все чаще приходится искать ответы на неоднозначные вопросы родителей: "Я не понимаю своего ребенка, что делать?", "Ребенок меня не желает слушать!", "Мы с женой не можем договориться, как воспитывать ребенка". Количество таких вопросов неуклонно растет. У кого-то это связано с отсутствием педагогической грамотности членов семьи, у кого-то с отсутствием реального времени, отводимого на общение с членами семьи, в том числе с детьми, у кого-то с перенасыщением и несистематизированным поглощением популярной психологической информации, дающей кажущиеся ответы на вопросы. И практически все обратившиеся хотят изменить поведение ребенка "чужими руками", чтобы с ребенком поработали квалифицированные педагоги и психологи, и он стал другим. И многие организации, как частные, так и государственные, предоставляют такую возможность. Только результат далеко не тот, которого ждут родители. Ведь в семье мы рождаемся и живем, постоянно ощущая ее присутствие вокруг нас, и именно она является стартовой площадкой полноценного развития ребенка. Нормально функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого его члена. Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять потребности друг друга в личном и духовном росте. Для семей с детьми, не начавшими трудовую деятельность характерны самые различные проблемы и нарушения. Основные источники нарушений жизнедеятельности семьи в это время - перегрузка супругов, перенапряжение их сил, необходимость перестройки их духовных и эмоциональных взаимоотношений. А нарушения жизнедеятельности семьи обычно приводят к неэффективности супругов в роли родителей. Что порождает клубок проблем, с которыми и приходят родители за помощью к специалистам. И психолог, по возможности, рассказывает им, как лучше взаимодействовать с детьми. Сначала это индивидуальные консультации, затем - семейные консультации. Но более действенным этапом является проведение тренингов, на которых лучше усваивается информация и отрабатываются навыки. А если на такие занятия приходит вся семья, то и самостоятельный анализ внутрисемейной ситуации проходит ярче.
Специалистами "Центра социальной помощи семьи и детям" была разработана и опробована комплексная программа «Наука быть семьей" по созданию помогающей среды родителям, воспитывающим детей-дошкольников. Программа была сориентирована на проблемы гиперактивности, дефицита внимания детей-дошкольников, так как частота обращений родителей, имеющих детей с данными проблемами, составляла 35% от общего числа обратившихся, и именно эти дети являются постоянным источником конфликтов для педагогов и сферой беспокойства для родителей.
Цель программы: повышение психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих гиперактивных детей.
Задачи:
Основная форма проведения занятий – практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия родителей с детьми. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом, кроме того, в работе используются игры, практические упражнения. Некоторые упражнения выполняются на каждом занятии и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу, благоприятный психологический климат, помогает отследить степень усвоения материала.
Целевая группа:
Программа рассчитана на родителей (опекунов, прародителей) детей-дошкольников столкнувшихся с проблемами взаимодействия с гиперактивным ребенком. Набор в группу осуществляется с привлечением СМИ (объявления в местных газетах, на ТВ, на сайте «Центра социальной помощи семье и детям г.Арзамаса»), а также с очных консультаций педагогов-психологов ЦСПСД, рекомендующих семьям такую форму работы.
Условия реализации программы
Содержание деятельности
Программа рассчитана на 14 занятий, что соответствует количеству занятий программы для детей.(см. "Я все смогу") Занятия проходят 1 раз в неделю длительность занятия 2 часа. Группа является открытой. В ходе первичной диагностики используется тест Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений", диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификации DSM - IY, выявляющий уровень чрезмерной активности, импульсивности, развития внимания у ребенка. Далее используются вопросник мини-мульт Березина Ф.Б., Мирошникова М.П., оценивающий свойства личности родителя, вопросник САН для выявления динамики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Кроме того, на занятии №8 проводится промежуточное анкетирование, выявляющее актуальность информации для группы и дополнительный запрос. На предпоследних занятиях проводятся упражнения для выявления степени достижения цели, поставленной программой и завершения работы группы. Так же в программу включены два общих занятия, которые проводятся совместно с детской группой. Кроме того, одно занятие посвящено встрече с психотерапевтом и одно – встрече с педагогами и психологом, работающими с детьми. Праздничные занятия, посвященные Дню мам и Новому году или Дню 8 Марта и спортивному мероприятию на природе, в зависимости от полугодия проведения занятий. После каждого занятия родители получают домашнее задание, помогающее отрабатывать навыки, полученные детьми и родителями на занятиях.
Ожидаемые результаты.
Из ожидаемых результатов следует выделить сплочение группы, формирование дружеских связей между членами группы, желание и попытки оказывать помощь в решении некоторых проблем семьи. В нашей практике примерами тому служат дружба семей Г. и С., зачисление детей в один класс по просьбе родителей, совместное празднование семейных праздников. Или дружба семей Ю. и К., совместное проведение досуга, помощь в подготовке старшего ребенка Ю. к посещению детского сада, т. к. мама К. является воспитателем коррекционной группы детского сада. Кроме того, формирование адекватной самооценки родителя, повышение активности, настроения в ходе занятий. Выработка навыков, помогающих осуществлять мышечный контроль, распределять и концентрировать внимание. А также навыка активного слушания, общения при помощи "Я-сообщений", "Временного языка", применения "Языка принятия". Формирование умений отделять свои проблемы от проблем ребенка, договариваться и принимать участие в совместной деятельности "ребенок - взрослый", давать лаконичные инструкции, а так же помогающих справиться с гневом. Также в ходе занятий выявляется уровень гиперактивности, импульсивности, развитости внимания ребенка; особенности внутрисемейных отношений.
Литература: