Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Танцевально-двигательная терапия как метод групповой и индивидуальной терапии с жертвами насилия и жестокого обращения

Библиотека

Танцевально-двигательная терапия как метод групповой и индивидуальной терапии с жертвами насилия и жестокого обращения

Автор: Токарева Ирина Николаевна, Психолог

Не существует готового рецепта для оказания психологической помощи жертвам насилия и жестокого обращения, но в тоже время существуют методы, традиционно считающиеся наиболее адекватными: это психодраматические методики, игровая терапия и арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, которые осуществляются на фоне помогающих отношений.

Насилие очень сильно связано с телом и с душой. Те чувства, которые испытывает жертва, настолько далеки от того, что переживает человек в обычной нормальной жизни, что порой невозможно найти им адекватное вербальное выражение, как бы человек этого не хотел. Здесь, на этом этапе, психологу может помочь танцевально-двигательная терапия (ТДТ), способная воссоединить воспоминания «на телесном уровне» с эмоциями и пережить их. Далее работа с использованием танцевально-двигательной терапии поможет решить личностные проблемы, связанные с кризисными жизненными ситуациями, с тревогами и страхами, непониманием себя и потерей смысла жизни.

Несколько лет назад впервые в групповой работе с женщинами, пережившими насилие, специалистами ГУ «ЦСПСД г. Арзамаса» апробировались занятия танцевально-двигательной терапии, включенные в программу групп поддержки. Получив определенный положительный опыт, пройдя дополнительное обучение техникам ТДТ, специалисты центра расширили спектр применения танцевально-двигательной терапии, используя ее в индивидуальной работе, а также в групповой работе с детьми, подвергающимися жестокому обращению. В частности, танцевальные сессии были включены в подростковую программу «Он и она», психотерапевтическую молодежную группу, женскую группу «От беспомощности к силе».

Что же такое «танцевально-двигательная терапия»?

Танцевально-двигательная терапия - это «вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека»

Принципы ТДТ:

  • тело и психика неразрывно взаимосвязаны и оказывают постоянное влияние друг на друга
  • танец – это коммуникация на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми, с миром
  • принцип целостности, где триада «мысли-чувства-действия» рассматривается как единое целое (изменение в одном аспекте влекут изменения в двух других)
  • тело воспринимается как процесс, а не предмет (объект).
  • обращение к творческим ресурсам человека.

Задачи ТДТ:

  • достижение самосознания через реакции тела
  • формирование безопасного пространства и эффективных способов взаимодействия с миром
  • найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств и действий
  • понимание языка своего тела и восстановление диалога с ним (выражение полного спектра чувств с помощью танца).
  • развитие самоуважения, самопринятия, доверия к себе и к жизненному процессу.

Цели ТДТ:

  • развитие самосознания и самоуважения
  • проработка эмоциональных блоков на телесном уровне
  • развитие поведенческой гибкости, адаптивных способностей
  • управление чувствами и мыслями
  • развитие коммуникативных навыков, доверительных и гармоничных отношений.
  • доступ к внутренним ресурсам, к творчеству.

В организации танцевальных сессий ведущий использует основные методические приемы.

  1. Индивидуальный спонтанный танец, отражающий уникальную индивидуальную манеру исполнителя.
  2. Диадный танец, при исполнении которого участники получают опыт взаимодействия с совершенно разными, с точки зрения темперамента и характера, личностями, а также возможность изучения характерных для них паттернов эмоциональных отношений.
  3. Групповой танец, при исполнении которого участники получают опыт множественного взаимодействия с другими и многократного отражения себя в других людях.
  4. Групповой круговой танец, который дает участникам чувства принадлежности, сопричастности, общности, солидарности.
  5. Кинестетическая эмпатия (эмпатическое принятие партнера путем отзеркаливания его движений). Этот прием дает уникальный опыт «соприкосновения» с личностью другого, также он развивает способность к установлению и поддержанию отношений с другим человеком.
  6. Ритмическая групповая активность (совместное движение группы под единый ритм), совместное движение приводит к возникновению общих позитивных чувств участников.
  7. Экспериментирование с движением и прикосновением.
  8. Использование невербальных ритуалов начала и конца занятия.
  9. Запуск разнообразных видов обратной связи - от безоценочно-описательной обратной связи до творческой интерпретации личности другого.

Условия для проведения ТДТ

Данный тренинг по ТДТ проводится в реальных группах численностью от 8 до 18 человек. Группа встречается 1-2 раза в неделю по 2-3 часа. Каждое занятие – это отдельная законченная сессия со специально подобранным музыкальным сопровождением. Перед началом сессии – инструктаж, после сессии – проговор. Зал для проведения занятия должен быть достаточно просторным. Участникам рекомендуется снять все украшения, очки, часы и находиться в свободной просторной одежде.

При подборе группы не рекомендуется использовать уровни танцевального мастерства участников в качестве критерия для отбора. Как показывает опыт, уже через несколько занятий тот, кто казался «худшим», начинает демонстрировать феноменальные танцевальные возможности.

Типичная групповая сессия включает в себя 3 части: разогрев, развитие и завершение (данная структура характерна для психодраммы, гештальта и т.д.).

  • Разогрев помогает включиться в работу, лучше почувствовать свое состояние.

Эмоциональное состояние участников более полно развивается на телесном уровне. В результате разогрева участники обычно чувствуют расслабление, координированность и готовность двигаться.

В качестве разогрева могут быть использованы различные двигательные групповые и парные игротехники с направленными визуализациями («Визуализация животного», «Танец птицы», «Рождение цветка» и др.).

  • Развитие. Двигательное поведение расширяется, помогая осознаванию желаний, конфликтов, способствует проживанию негативных чувств и освобождению от них. В качестве упражнений на данном этапе могут выступать «Тропа танца», «Танец по рисунку», «Человек и его тень», «Танец с зеркалом», «Джаз тела», трансовые танцы и др.

Здесь надо строго следить за эмоциональной и физической перегрузкой, которые могут привести к сопротивлению работе.

  • Завершение. Ведущий помогает привести процесс движения к завершению. Эта стадия способствует интеграции физического, эмоционального и когнитивного компонентов структуры Я.

Область применения танцевально-двигательной терапии разнообразна. Она может использоваться для специфической категории клиентов с неразвитыми способностями рефлексии и выражения отношений, а также для клиентов с различными проблемами в области детско-родительских, супружеских, дружеских отношений, проблемами отсутствия близких эмоциональных отношений с другими и т.д.

В результате прохождения тренинга с использованием ТДТ, участники, давая обратную связь, отмечали в качестве своего личного результата:

  • развитие самоуважения и уважения, терпимости к другим людям
  • понимание сходства и различий между людьми
  • понимание необходимости быть независимым и в тоже время взаимозависеть
  • понимание значимости многообразия отношений
  • снятие мышечного напряжения, мышечных зажимов
  • выражение своих чувств и получение эмоциональной разрядки.

 «Раньше я думал, что я - это просто неуклюжее туловище. Оказалось, что есть душа и она болит. ТДТ позволила мне иначе взглянуть на мои отношения с женщинами», - сказал Павел 38 лет. Галина, 53 года, после первой же танцевальной сессии отметила: «Я вдруг поняла, что я – женщина. Я поняла, что чувствует и чем живет моя дочь после развода». Оля, 16 лет (ножевое ранение): «Думала, что все ерунда и психолог смеется. Когда начала двигаться вместе с ней, меня просто прорвало – слезы ручьем. А она просто рядом и музыка. Через 3 часа ехала домой с мамой и думала, что все не так страшно, и я хочу жить и гулять по улице».

Опыт проведения групп показывает, что:

  • танец действительно обладает огромным тонизирующим эффектом, при этом важно слушать свое тело и не выходить за рамки комфортности - ни одно движение не должно вызвать какие-либо неприятные или болевые ощущения
  • музыка является фактором, создающим или отражающим настроение, в конце занятия она играет роль объединяющего «контейнера», участники переживают радость общения
  • в ходе танцевальной сессии наступает эмоциональная разрядка (возможны слезы). Важно не выпускать из вида этого участника, и в случае необходимости, помочь отреагировать нахлынувшие чувства, восстановить эмоциональное равновесие.
  • «Танец пяти движений» помогает исследовать свои личностные качества и понять, как и в чем они проявляются в повседневной жизни. Элементы джазового танца позволяют координировать и осознавать свое тело. Трансовые танцы помогают понять «Кто я», показывая борьбу «желаний и страха полета» в своей жизни. Игровой творческий танец позволяет безопасно соприкоснуться со своим телом, а значит – с собой.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ