Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Социализация агрессии с использованием настольной игры «Лепешка»

Библиотека

Социализация агрессии с использованием настольной игры «Лепешка»

Автор: Вараева Надежда Валерьевна, Зав. психолого-педагогическим отделением

Социализация агрессии с использованием настольной игры «Лепешка»Игра «Лепешка» предназначена для взрослых и детей старше 5 лет.

Это настольная игра, не требующая двигательной активности. В нее может играть от трех до пяти человек. Взрос­лый, обучающий детей правилам игры, может и сам быть одним из игроков. Или только «судьей», следящим за вы­полнением правил, в зависимости от поставленных задач. Игра может прово­диться несколько раз с одними и теми же игроками. Но допускается и изме­нение состава играющих. Участников игры выбирает ведущий или предостав­ляет право выбрать для себя «соседей по полю» одному из детей, или участники могут быть выбраны посредством лоте­реи. Это опять зависит от задач, кото­рые предполагает решить в этой игре психолог.

Условие игры, требующее формули­ровки обвинения и объяснения своего поступка, а также обращение к рефлек­сии собственных чувств и переживаний в различных ситуациях, способствуют развитию самосознания. Кроме того, в процессе убеждения игроком группы в том, что он достоин стать человеком, происходит сравнение «образа Я» с не­которым эталоном. При этом вся группа принимает участие в обсуждении. Это дает ребенку возможность сравнить еще и свое представление о себе с мнением других, с «образом Я глазами других». А сам процесс выбора качеств помогает формированию «Я идеального», причем ведущий (психолог) может до некоторой степени контролировать этот процесс.

Так как эта игра провоцирует про­явление у игроков агрессии, ее может проводить только психолог. В конце игры помимо общей рефлексии с неко­торыми игроками необходимо провести консультирование.

В ходе проигрывания и обсуждения этой игры с работающими психологами и студентами психологических факуль­тетов вузов мы разработали новые пра­вила, не требующие от игрока обвинения по отношению к гостю. Эту новую игру мы назвали «Эволюция». Цель игры, как она подается детям, — стать челове­ком. В этом варианте первый этап игры обязательно предполагает обсуждение: что значит «быть человеком». Причем ведущий высказывает и предлагает для обсуждения и свою точку зрения. Затем в процессе игры ведущий напоминает игрокам о тех качествах, которые они сформулировали до начала игры.

Оба варианта игры имеют свои достоинства и свои недостатки. Первый более терапевтичен, второй можно считать более педагогичным.

Цель игры - развитие эмоциональной и социальной компетенции, формирование ком­муникативных навыков, социализация агрессии.

Задачи:

1. Проявление скрытой агрессии и ее социализация.

2. Развитие коммуникативных ка­честв.

Время игры - 1,5 часа (2 занятия).

Оборудование: игровое поле, пластилин, кубик.

Инструкция:

«Слепленные вами из пластилина фигурки — это фишки для игры на поле. Придумайте имя своим животным. Так к вам будут обращаться во время игры.

Давайте договоримся, кому принадле­жат какие цвета на поле. Это — ваша собственность. Игроки ходят по очере­ди, как в обычной настольной игре. Ко­личество ходов определяется броском кубика. Направление движения — по стрелочкам.

Если на вашу территорию попала фишка другого игрока, ваша задача — обвинить пришельца. Тот, кто пришел на чужую территорию, просит проще­ния. Если хозяин прощает, он оставляет фигурку, если не прощает, нужно нака­зать фигурку. Можно даже раздавить ее в лепешку. Но сначала обязательно выслушать извинения.

На своем поле фигурка может ле­читься и вернуть себе прежнюю форму.

Цель игры — дойти до зеркального поля. Оно волшебное. Через него можно стать человеком. Поврежденные фигур­ки человеком стать не могут. Выигрыва­ет тот, кто первый станет человеком.

Все обращения (обвинения и изви­нения) направлены только на фигурки, нельзя обвинять игроков. Нельзя тро­гать чужие фигурки, если это не преду­смотрено правилами игры.

В случае нарушения правил игры участник пропускает ход».

Характеристика

В этой игре можно выделить три основных этапа:

  • изготовление фигурок из пластилина;
  • игра на поле;
  • рефлексивный этап.

У этой игры достаточно сложные правила. В группах с маленькими детьми или с детьми с ЗПР можно рассказывать правила по ходу игры. Игра начинается с процесса вылепливания фигурок из пластилина (по правилам игры это долж­ны быть животные, но мы допускали выбор детьми и неодушевленных пред­метов), которые становятся представи­телями игроков на игровом поле. Выбор фигурки, которая будет участвовать в игре, является целым этапом терапев­тической работы с ребенком. Обычно это занимает от 20 до 40 минут.

Затем, когда все фигурки слепле­ны, игроки выставляют их на позицию «старт» (в оригинале игры она названа «хлев», но мы это условие опустили). В игре моделируются конфликтные си­туации, в которых игрокам приходится выступать то в роли агрессора, то в роли того, на кого эта агрессия направлена. Таким образом, косвенно эта игра ори­ентирована и на работу с тревожными детьми. Все поле, разделенное на клет­ки по цвету, становится собственно­стью играющих. Игроки кидают кубик и передвигаются по полю в зависимо­сти от количества ходов, выпавших им на кубике. Если один из играющих по­падает на чужое поле, хозяин этого поля должен выдвинуть против него обвине­ние за вторжение на его частную соб­ственность. Провинившемуся игроку (нарушившему границы) необходимо извиниться перед хозяином поля за свой проступок. Владелец данного поля может простить непрошеного гостя или наказать пластилиновую фигурку любым способом, даже раздавить ее в лепешку (что отражено в названии игры).

При этом ведущий обязательно про­водит работу с детьми, нацеленную на рефлексию играющими своих пережи­ваний. Каждому ребенку предлагается проговорить свои чувства за свою фи­гурку, когда она оказывается наказан­ной. Также игроков спрашивают, что они чувствуют после того, как сами только что произвели наказание. Од­нако нельзя наказывать фигурку пре­жде, чем выдвинуто обвинение против нее. И обязательно следует выслушать извинение. Если извинение не прини­мается, игроку необходимо объяснить почему. Просить же прощения раньше, чем игрока успели обвинить, не запре­щается. В случае нарушения одного из правил игры участник пропускает ход, что мешает ему достичь игровой цели — раньше других попасть на «небо людей».

При этом перед началом игры с игроками обязательно оговаривается, что наказывать фигурки можно и нуж­но, но наказание нельзя переносить на живых людей. Это строго запрещается правилами игры. В случае нарушения этого правила игрок выбывает из игры.

В процессе игры все участники не по одному разу попадают на чужое поле.

Искаженные (наказанные) фшурки можно поправить (подлечить) или даже переделать, когда они стоят на своем поле.

Если фигурка находится на своем поле и не имеет повреждений, игрок имеет право попросить кого-либо из других детей (игроков) «сделать его че­ловеком». Для этого ему необходимо до­казать, что он достоин стать человеком, назвать качества, которые позволят ему быть человеком.

Это тоже особый этап игры, во вре­мя которого дети обсуждают, что зна­чит «быть человеком». Задача ведуще­го — с помощью проясняющих вопро­сов помочь игрокам сформулировать групповое представление об основных качествах человека. В этот список могут входить и нравственные нормы, и чер­ты, помогающие адаптации в социуме. Если игра проводится с дошкольниками и младшими школьниками, можно зара­нее прочитать с ними рассказ о различ­ных чертах и поступках людей и обсу­дить с детьми, что хорошо и что плохо.

«Став человеком», игрок лишает­ся права наказывать другие фигурки. Он может только делать им замечания или выговор за плохое поведение. Если это правило нарушено, «человек» сно­ва превращается в животное. Тем, кто отказался становиться «человеком» в процессе игры, предстоит дать себе характеристику в ее конце на зеркаль­ном поле. Игра может длиться довольно долго (не один час). В конце игры про­водится рефлексия со всеми игроками, где каждому предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Что ты сейчас чувствуешь?
  • Что тебе было трудно делать в про­цессе игры? Что проще — обвинять и наказывать или просить прощения?
  • Тебя устраивает то, кем ты стал (че­ловеком, носорогом, волком, гобли­ном, белочкой и т. д.)?
  • Ты хотел бы сыграть в эту игру еще раз? Кем бы ты хотел быть в этой но­вой игре?

Что тебе больше всего понравилось в этой игре?

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ