Автор: Сысолятина Екатерина Витальевна, Методист
Незнакомой и новой для клиентов социальных учреждений порой является такая форма работы как тренинг. В ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка» впервые знакомятся с ней и ребята, посещающие отделение дневного пребывания несовершеннолетних, и подростки всем классом, пришедшие на занятия к психологам, и взрослые, выразившие желание принять на воспитание ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и т.д.
Иногда возникает вопрос: «А зачем психолог (соц. педагог) с нами играет?», «Что от этой игры в нашей жизни изменится? Только время потеряем!». Вот в такие моменты, а вернее даже опережая их, стоит уделить внимание знакомству целевой аудитории с этой формой работы.
Необходимо это по ряду причин: во-первых, это позволит предупредить вышеупомянутые вопросы клиентов; во-вторых, снимет тревожность от неизвестности и ожидания (делать то, что понятно, гораздо приятнее, чем то, смысл которого остаётся загадкой); в-третьих, такая беседа с группой позволяет создать единое информационное пространство, ввести и объяснить те термины, которые будут часто встречаться вовремя тренинга.
Безусловно, тренер ставит перед собой ряд задач:
-
Рассказать о сути тренинга;
-
Познакомиться, рассказать о предстоящей деятельности;
-
Ответить на вопросы;
-
Снять напряжение группы;
-
Дать личный пример! Если тренер сам доброжелателен, открыт, активен, то и от группы отклик возникнет быстрее.
Чтобы решить эти задачи, полезным становится знакомство с тренингом, как с формой работы. Участникам, в зависимости от возрастных и психологических особенностей, может быть представлена информация, содержащая в себе следующие сведения.
-
У истоков тренинговой формы работы стоят всемирно известные психологи К.Левин и К.Роджерс. при этом свой вклад внесли и российские специалисты ХХ века, такие как: Хрящева Н. Ю., Макшанов С. И. (Питер), Петровская Л.А. (Москва).
-
Тренинг помогает получить новый взгляд на уже известную вещь. Помогает оставаться в позиции ученика и развиваться.
-
Имеет строго очерченные временные рамки: общая продолжительность не меньше 20 часов, 1 занятие от 3 часов (может быть разбито на 7 дней по 1 занятию или на 3 дня по 2 занятия). Всё, что длится меньше 20 часов – это занятия с элементами тренинга.
-
Тренинг выполняет ряд функций: диагностическая, корректирующая, информативная, оптимизация жизни (функция поддержки), развивающая (для появления нового).
-
Работа тренинговых групп, строится на основных принципах:
-
Добровольной активности;
-
Партнерских взаимоотношений (тренер ведущий, но при этом на равных с участниками);
-
Самодиагностика (среда дает возможность осознавать и познавать себя);
-
Постоянная обратная связь (от тренера и от других участников).
-
Единство интеллектуальной и эмоциональной сфер (объясняется тем, что для регуляции своего поведения имеющиеся чувства нужно осознавать, т.к. контролируется только то, что осознается).
-
Погружение:
-
создание группы единомышленников,
-
ослабление защит, присвоение нового.
-
Изолированность (нет отвлекающих моментов)
-
Постоянный состав группы (после 1го занятия группа становится закрытой: новые члены не добавляются, уход начавших тренинг не желателен)
-
Принцип свободного пространства: создание адекватных условий помещения, атмосфера.
Существуют определённые правила группы. Чаще всего они вырабатываются совместно с участниками, поэтому понятны, актуальны и принимаемы. Правил не должно быть много (больше 10). Пример списка правил:
-
Конфиденциальность – внешняя (не разглашай) и внутренняя (любые ссылки со слов участников группы только с их разрешения).
-
«Здесь и теперь» - присутствие: мыслями здесь, физическое присутствие, обсуждаем, что видим здесь.
-
Персонифицированность: обращение в первом лице и в режиме «Я посланий».
-
Стоп (возможность остановить обсуждение или упражнение, которое приносит дискомфорт участнику, глубоко затрагивает его личные переживания).
-
Добровольной активности.
-
Отсутствие оценок – безоценочность.
-
Уважение.
-
Искренность – актуализация чувств Искренность – сознательный отказ ото лжи.
Во время тренинга используются самые разнообразные формы работы: ролевая (групповая) игра; мозговой штурм; групповая дискуссия; серия психогимнастики; беседа, дискуссия.
Знакомство с этой информацией, пусть в разном объеме для разных групп, служит таким целям, как снятие психологического напряжения и установление безопасной доброжелательной атмосферы в группе. Это в свою очередь создаёт условия для максимальной открытости и активности во время работы каждого участника над выработкой и тренировкой важных для него навыков поведения и общения с другими.