Автор: Широкова О.В., Педагог-психолог
Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников:
-
семья, которая может демонстрировать агрессивное поведение и закреплять его,
-
взаимодействие со сверстниками, от которых они узнают о преимуществах агрессивного поведения, во время игр,
-
учатся агрессивным реакциям через средства массовой информации
Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:
-
часто теряют контроль над собой
-
часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми
-
намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы
-
часто винят других в своём «неправильном» поведении
-
завистливы и мстительны
-
часто сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев проявлялись одновременно и устойчиво 4 критерия, можно говорить как о личности, обладающей агрессивными качествами.
Основные направления работы воспитателя с данной группой детей в условиях стационарной группы следующие:
-
развитие позитивной самооценки через систему поощрений за имеющиеся и возможные успехи, даже самый маленький успех в доступной деятельности достоин поощрения (альбом успехов, медали, аплодисменты и…)
-
гнев нужно не оставлять в себе, а отреагировать приемлемым для общества способом – рисование, лепка гнева (выбор сюжета, цвета красок, пластилина самостоятельно ребенком) Также необходимо дать возможность прямого вербального контакта с созданным чувством гнева – «сказать все что нужно, тому кому нужно», возможно наедине. Также возможно дать выход через движения: разорвать свой рисунок и т.п.
-
контролировать эмоциональные реакции ребенка - если он на взводе, то рекомендовать ему, прежде чем перейдет к действиям, например:
-
сжать кулаки сильно и разжать до 10 раз
-
крикнуть сильно в «трубу гнева» ( любая специально оформленная банка)
-
сделать 10 глубоких вдохов с медленным выдохом.
-
формировать правильные поведенческие реакции:
-
с/ролевые игры, отражающие конфликтные ситуации,
-
совместный разбор последствий агрессивного поведения,
-
разработка совместно правил поведения и поощрения,
-
ведение ребенком вместе с воспитателем « личного блокнота», где фиксируются лично для ребёнка составленные правила, достижения и неудачи и выставляется «оценка» ( например – звездочка)
-
включение в различные соревнования , где ребенку доверяется роль лидера (дляповышения самооценки, и сброса агрессивной энергии).