Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Как развивать творческое воображение у детей младшего возраста?

Библиотека

Как развивать творческое воображение у детей младшего возраста?

Автор: Сологуб Надежда Сергеевна, Педагог-психолог

Как развивать творческое воображение у детей младшего возраста?Творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Пример тому – интересные, порой оригинальные рисунки, конструкции, стихотворения. Деятельность детей в этом возрасте отличается эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз пробовать, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения самого результата. Ребёнок в отличие от взрослого, для которого решение проблемы (поиск подходов) самый трудный и мучительный процесс, с лёгкостью начинает интересную для него деятельность. Увлекшись поиском, он обязательно закончит её положительным результатом. Педагогическая практика должна строиться с опорой именно на эти особенности творчества детей. Любое обучение, направленное на формирование у детей творчества, должно предполагать развитие мышления, воображения, а также овладение произвольным поведением, т.е. умением ставить цель, добиваться и добиваться её.

Анализ детского творчества известными педагогами и психологами позволил определить под творческим воображением создание ребёнком субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры).

При таком понимании творчества становится очевидным, что для развития творческого воображения детям необходимо приобрести определённые знания, овладеть навыками и умениями, причём, самостоятельно дети овладеть этим не могут, поэтому необходимо целенаправленное обучение детей. Помощь взрослых должна заключаться в том, чтобы научить ребёнка воображать. Важно ежедневно заниматься с ребёнком (рисованием, музыкой, или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому как: смотреть, чтобы увидеть красоту, слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе, почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами, быть самим собой.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать. Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка. Для развития воображения можно использовать подобные упражнения:

«Цвет и форма»

Цель - развитие образного мышления, графических навыков.

Необходимые материалы: заранее подготовленные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы шести-восьми цветов), вырезанные из картона, листы бумаги, простые карандаши, наборы цветных карандашей или красок, кисти. Ход упражнения: ведущий раздаёт детям по одной геометрической фигуре и предлагает нарисовать предметы, которые совпадают по цвету и форме с данными фигурами. Например, ребёнок, которому достался синий овал, может нарисовать баклажан, дирижабль, воздушный шарик, сливу и т.п.

«Взгляд в будущее»

Цель - развитие изобразительных навыков, мышления и речи.

Необходимые материалы: листы бумаги, простые карандаши, наборы цветных карандашей или красок, кисти. Ход упражнения: ведущий предлагает ребятам представить картины будущего и нарисовать их. Варианты рисунков: автомобиль будущего, дом моей мечты, космический корабль, фантастический пейзаж. По окончанию рисования дети демонстрируют свои рисунки и рассказывают о них.

«Необычные картины»

Цель - развитие образного мышления, мелкой моторики.

Необходимые материалы: поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, природные материалы: соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена, лист картона или плотной бумаги. Ход упражнения: ведущий раскладывает на подносе синтетический и природный материалы и предлагает ребятам создать из него необычные картины, прикрепив к основе при помощи клея выбранные детьми материалы. По окончанию работы дети демонстрируют свои картины, рассказывают о них.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ