Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Проблема временного размещения детей-отказников в интернатные учреждения

Библиотека

Проблема временного размещения детей-отказников в интернатные учреждения

Автор: Сысолятина Екатерина Витальевна, Методист

В настоящее время всё большую актуальность приобретает работа по профилактике отказов от новорожденных детей. Эта тема актуальна как для работников учреждений здравоохранения, так и для социальных работников, поскольку только межведомственное взаимодействие и комплексная поддержка женщины, выразившей намерение отказаться от ребёнка, способны повлиять на ситуацию отказа.

В Нижегородской области работа в данном направлении находится на начальных стадиях, а в некоторых регионах России ведётся уже более 10 лет. Именно опыт таких специалистов нужен новичкам.

Особого внимания заслуживает проблема временного помещения детей в интернатные учреждения. Это довольно частое явление в современном мире. Женщинам, выбирающим этот путь, кажется, что в этом нет ничего особенного, это не влечёт за собой каких-либо последствий, что это как раз и есть та спасительная ниточка, которая позволит им разобраться с ситуацией, улучшить её, изменить и потом спустя определенное время забрать ребёнка в семью. Причин для временного помещения ребенка в интернат может быть множество, и многие из них могут быть вполне обоснованными. Но при этом стоит помнить, что это крайняя мера. И оно ведёт к необратимым последствиям, требующим больших усилий для их компенсации.

Это связано с тем, что при временном размещении:

  • ребенок в той или иной мере переживает насилие: психологическое и физическое;
  • утрачивает свой дом и близких, то, к чему он привык, и испытывает ярко выраженные тревогу, страх и одиночество, связанные с неопределенностью будущего;
  • переживает острую реакцию разлуки, которая является глубокой травмой и имеет тяжелые последствия;
  • пребывание в интернатном учреждении ведет за собой нарушение формирования личности и трудности адаптации в последующем;
  • ребенок воспринимает мир как агрессивный фактор и демонстрирует высокий уровень агрессивности как желание защититься;
  • для ребенка характерны: нарушение контактов с окружающими людьми, трудности формирования речевых навыков и навыков коммуникации, отсутствие познавательного интереса, трудности в восприятии любого нового и непонятного материала и неумение быстро найти выход, формирование ложных представлений о себе и своих возможностях, заниженная самооценка, безжалостное отношение к себе.

Даже когда дети, пережившие временное помещение в интернатное учреждение, возвращаются в семью, у них сохраняются привычки, полученные за время лишения родительского общения. По мере взросления это может перейти в особенности личности и стать их патологической чертой. Характерным для таких детей является:

  • нарушение осознание себя (нет близких эмоциональных связей со значимым взрослым, непонятно место самого себя в мире);
  • выраженность стратегии использования (ведь в детском доме или приюте полностью обслуживают и удовлетворяют «бытовые» желания);
  • отсутствие стремления к развитию (желание "сохранить себя", боязнь перемен, отсутствие интереса к новому и неизведанному);
  • асоциальное, опасное поведение («проверка» того, насколько ты нужен окружающим);
  • невозможность создания семьи (поскольку зачастую отсутствует представление о ней);
  • отсутствие ценностей и представлений (нет ничего важного и ценного, всё взаимозаменяемо);
  • болезни, в том числе и социальные (в связи с отсутствием базового доверия к миру, как способ защитного поведения);
  • самоубийства (отсутствие чувства «края»);
  • аутоагрессия, деструктивное поведение;
  • узость представлений о мире.

Работать с женщинами, планирующими временное размещение детей в интернатное учреждение, объясняя все возможные последствия, так же важно, как и работать с теми, кто изъявил желание отказаться от ребёнка вообще.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ