При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Методическая разработка занятия «Честность и правдивость»
Автор: Варлова Елена Васильевна, Воспитатель
Цель: Способствовать формированию таких нравственных качеств как честность и правдивость
Задачи:
Ход занятия
I. Организационный этап.
Сегодня мы попробуем с вами быть искренними в исследования понятия «честность». Казалось бы – что проще? Однако так часто приходится возвращаться к вопросам, связанным с честностью в поведении, в ответах на поставленные вопросы.
II. Мотивационно – ориентировочный этап.
Ребята, а как вы понимаете смысл понятия «честность»?
Ответы детей, обсуждение.
III.Основной этап.
Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме. Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость.
Некоторые воспринимают прямоту легче другие – труднее. Предлагаем вам некоторые практические советы, как быть честным и не испортить отношения с людьми:
Общайтесь с людьми от первого лица. Поскольку честность является открытием и выражением ваших мыслей и чувств. Например, говорите: «Я обеспокоен твоими проблемами», вместо: «Ты меня достал со своими проблемами».
Не говорите сразу всю правду, начинайте с малого, постепенно увеличивая обороты. Подготовьте человека.
Как можно скорее избавьтесь от прошлой лжи. Признайтесь другому человеку в своей не правоте, скажите, что вы цените ваши отношения и хотите их сохранить.
Как себя чувствуешь, когда тебе лгут?
Воспитанники:
Оскорбленным.
Некомфортно.
Пропадает доверие к человеку.
Появляется чувство обиды.
А бывает ли «невинная ложь»?
Конечно, бывает, в мелочах.
Можно соврать, чтобы не огорчать человека, но потом часто узнают о правде и тогда…
Это незначительная ложь, но она иногда перерастает в крупную.
Но ведь это же неправда и может ввести в заблуждение.
Давайте с вами разберем некоторые ситуации.
Ситуация 1.
Классный руководитель собирает ваши дневники, чтобы проверить, все ли оценки, полученные вами за неделю, выставлены в дневник. И неоднократны случаи, когда некоторые из вас говорят, что забыли в надежде, что учитель и сам завтра забудет об этом факте. Как расценивать этот факт?
Ситуация 2.
Воспользовавшись хорошим знанием интернета, некоторые умудряются находить решение письменной работы там и спокойно переносить найденное в тетрадь. Как посмотреть на это?
Ответы:
Ну, переписал и хорошо, главное, чтобы дома не ругали.
Стыдно, когда заметит учитель.
Совесть, конечно, мучает, но так хочется получить хорошую оценку.
Перед вами несколько вопросов. Как бы вы ответили на них?
Друг пригласил Вас в гости. Вы не хотите идти, но у Вас нет повода отказаться. Скажете ли Вы: «Я бы с удовольствием пошел, но у меня сильно болит голова»?
Вы покупаете продукты, и кассир дает Вам лишние деньги в виде сдачи. Вернете ли Вы их?
Раздается звонок и выясняется, что это звонит человек, с которым Вы не хотите говорить. Попросите ли Вы маму сказать, что Вас нет дома?
Ваша лучшая подруга сделала новую прическу, которая, по-Вашему, ей совершенно не идет. Скажете ли Вы ей, что она Вам нравится?
Вы обещали провести субботний вечер с друзьями. Но за несколько часов до этого кто-то другой приглашает пойти на мероприятие, которое Вам очень нравится. Скажете ли Вы друзьям, что чувствуете себя неважно, чтобы использовать время по своему желанию, а не обещанию?
Живые примеры.
1. Полиция Нижнеудинска отметила школьников за честность и порядочность.
Накануне в средней школе N10 города Нижнеудинска состоялась необычная торжественная линейка. На ней сотрудники местного отдела полиции вручили трем ученикам 5 и 6 классов Сергею Борисову, Андрею Сидорову и Вадиму Джафарову памятные подарки и благодарственные письма «За честность, порядочность и гражданскую сознательность».
Незадолго до этих событий подростки, гуляя в парке, нашли три сотовых телефона. «Конечно, - говорят ребята, - был большой соблазн оставить мобильники себе, но мы решили поступить иначе».
Друзья принесли телефоны в дежурную часть полиции ОМВД по Нижнеудинскому району Иркутской области и рассказали, где и при каких обстоятельствах их обнаружили. Вскоре полицейские установили законных владельцев телефонов и передали им, как считали хозяева, безвозвратно потерянные дорогостоящие мобильные аппараты. А трое друзей, получив подарки и грамоты из рук офицеров полиции, почувствовали себя героями дня.
2. Кировский школьник сдал экзамен на честность.
Важный экзамен пришлось сдать кировским школьникам – это экзамен на честность и порядочность.
В период работы электронных проездных в «тестовом режиме» было принято решение выдавать школьникам карты централизовано в школах. Однако, до этого некоторые родители успели получить электронную карту в «ЦДС». Таким образом, у некоторых детей оказалось по две карты, а у других – ни одной.
Ученик 3 «Б» класса школы №31 Никита Шевченко первым вернул вторую карту обратно. «Просто я подумал, что кому-то не хватит, - объясняет мальчик, - поэтому мы с папой отдали одну карту на ЦДС».
Конечно, кто-то может сказать: «Подумаешь, какое дело – вернул какую-то карточку. Мелочь какая-то». Но из таких мелочей некоторые дети остались без карт.
Директор «ЦДС» Д.Г.Никулин и директор ООО «Электронный проездной» лично поблагодарили Никиту Шевченко за благородный поступок и вручили ему в подарок электронную книгу.
«Спасибо тебе, Никита, за честность, - сказал Дмитрий Георгиевич. – Ты поступил как настоящий мужчина. Оставайся таким же и показывай пример своим одноклассникам».
3. Абсолютно непонятыми своими сверстниками остались два австрийских подростка, которые сдали в бюро находок около десяти тысяч евро наличными. Столь немалую сумму школьники обнаружили во время поездки на экскурсию с классом. По словам работников бюро находок, это первый случай в их практике, когда им приносят деньги. И если в течение года владелец потерянных десяти тысяч не объявится, то молодые люди с чистой душой смогут забрать их себе. Впрочем, этот пример бескорыстности меркнет на фоне поступка немецкого военнослужащего, примерно в то же время нашедшего и вернувшего инкассаторам три чемодана с миллионом евро, которые были потеряны на дороге.
Так что же такое «честность»?
Это согласие между мыслями и убеждениями человека и его словами и поступками. Честность мысли – это желание следовать фактам, не скрывая и не искажая их, и не делая выводов на основании ложных сведений. Честность поступков включает точность в денежных делах, искренность во взаимоотношениях.
А вот как дается определение честности в Википедии
«Честность – избегание обмана, и в частности мошенничества, в отношениях с другими людьми. По сравнению с правдивостью, понятие честности подчеркивает отсутствие корыстных мотивов дезинформации и вместе с тем снисходительней относится к непредумышленному введению в заблуждение, т.е. человек может оставаться честным, если сообщает другому неправду, в которую верит сам.
Честность – это выдающееся качество, проникающее в самую глубину человеческой сущности. Честность (или отсутствие ее) будет отчетливо проявляться в каждом вашем слове и поступке. Честность, твердость характера, незапятнанная репутация и уважение тесно взаимосвязаны и идут рука об руку по пути к выдающемуся успеху».
Учитель: Так в чем же преимущество честности?
Ученики приводят свои аргументы.
IV. Рефлексия.
Подведем итоги.
Честность – это одно из непременных проявлений благородного человека.
Честность – это серьезная причина для уважения к человеку.
Честность – это убеждение в том, что собеседник настолько духовно развит, что сумеет понять и принять самую горькую правду.
Честность – на удивление полезная вещь. Она может освободить нас от тяжелого бремени стресса и тревог; она делает спокойным наш сон по ночам; она дает уверенность в собственных силах; она улучшает наше душевное самочувствие; благодаря ей люди больше ценят наше мнение.
Пусть честность станет вашим спутником по жизни и даст возможность получить уважение и понимание