При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Методическая разработка занятия "Я учусь владеть собой"
Автор: Зиновьева Е.А., Воспитатель
Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.
Задачи:
Место проведения: актовый зал центра.
Участники: воспитанники центра в возрасте от 12 до 15 лет.
Время проведения: 45 минут.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, карточки для выполнения упражнения, релаксационная музыка, магнитофон.
Ход занятия:
Добрый день, ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии.
Сегодня оно называется "Я учусь владеть собой".
– Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?
Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.
– Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)
– Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)
Что такое тревожность. Стресс.
– Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх
Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек и его организм, испытывает стресс.
Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.
Физиологическая сторона тревожности.
– Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы.
Ребята, а вспомните, пожалуйста ситуации, когда вы тревожились? (детям выдаются индивидуальные карточки «Я тревожусь в ситуациях, когда …». Дети указывают ситуации, когда испытывали напряжение).
Молодцы! Ребята, а как вы думаете, к чему приводит такое состояние? (на проекторе появляются слайды с иллюстрациями).
Постоянное пребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.
– А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги.
Расскажите, пожалуйста, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете.
Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему.
Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.
Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…» (детям делятся на пары, воспитатель раздает каждой паре по заготовке цветков, на одном написано «Даже если…», а на втором «В любом случае…).
Первый ребенок произносит название первого цветка «Даже если … и указывает проблему «мне плохо, я получил двойку, и т.д. Второй называет свой цветок «в любом случае...» и заканчивает положительной фразой. Это только на сегодня у меня плохое настроение, я не буду расстраиваться, я смогу исправить двойку. Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему.
Ребята, вам понравилось упражнение? Трудно было его выполнять?
– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях.
А) Успокойтесь. «Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать. Не бывает безвыходных ситуаций.
Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.
Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.
Упражнение «Домик».
Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика. Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты.
Ребята, скажите, какие способы преодоления тревожности вы для себя отметили?
На этом наше занятие подошло к концу.
Что нового вы сегодня узнали?