Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Сценарий занятия «Поговорим о толерантности»

Программы, статьи

Сценарий занятия «Поговорим о толерантности»

Автор: Варлова Елена Васильевна, Воспитатель

Цель: Развитие нравственных общечеловеческих ценностей.

 

Задачи:

  • Дать детям представление о толерантности;
  • Расширить и закрепить представление детей о доброте;
  • Формировать у воспитанников толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
  • Профилактика жестокого обращения среди воспитанников Центра.

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Ход занятия.

  1. Оргмомент. Упражнение «Техасские объятия».
  1. Основная часть.
  • Сказка «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

 

Вопрос для обсуждения: Как вы поняли эту притчу?

 

  • Информационный материал по теме «Толерантность»

16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие «толерантность» - объясняется как терпимость.

 

Вы можете спросить: «А зачем же терпеть, если меня кто-то очень сильно раздражает, обижает? Это несправедливо»

Давайте попробуем с этим разобраться, покопаться в себе самих и попробовать понять, что в нас так, а что не так.

 

  • Просмотр мультфильма «Аист и облако»

Предлагаю посмотреть вам очень известный и полезный мультфильм и ответь мне на вопрос:

Каков смысл сюжета?

Все дети появляются на свет разными и не все из них белые и пушистые. Есть дерзкие и необщительные, немного грубые, но они есть. Давайте представим, что все мы одинаковые (демонстрируются шаблоны одинаковых людей).

Жить было бы неинтересно. У каждого человека своя индивидуальность.

  • Упражнение «Посмотрите, это я»

Предлагаю вам выполнить следующее задание: на шаблонах по очереди дорисовывать свои самые отличительные особенности, листы переворачивают, затем все присутствующие узнают участников по этим признакам (муз. сопровождение)

Вывод: мы разные, но мы равные.

  • Упражнение «Волшебный стул. Комплименты»

Участник садится на стул, берёт волшебную палочку, машет ей, после чего все остальные говорят о нём только хорошее.

Рефлексия: - Что вы почувствовали, сидя на этом стуле?

Вывод: Если вы толерантны, вы умеете делать комплименты

 

  • Стихи детей и песня «Если с другом вышел в путь»

Толерантность – это мир и дружба. Об этом знать каждому нужно!

Будь толерантен всегда и во всем. И любое дело будет тебе нипочем.

 

Если тебя обидел товарищ, не торопись ему отомстить.

Попытайся не раздражаясь неправоту его ему объяснить.

Не отвечай злобой на злобу. Сдержанным будь всегда.

В этом случае насилью любому дать отпор ты сумеешь тогда.

 

Если ты к друзьям терпим, выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов ты всегда прийти на помощь.

Веришь в чудо, доброту. Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь, младших ты не обижаешь.

Значит, не зря все говорят, что ты толерантен.

Оставайся им всегда и будь еще галантен.

 

  • Другой вариант упражнения «волшебный стул. Прощение.»

Скажите, пожалуйста, как часто вы обижаете окружающих вас людей? (ответы детей)

Предлагаю вновь поучаствовать в упражнении «волшебный стул» и выполнить следующее задание: участники садятся и просят прощения друг у друга.

 

Обобщение: Просить прощения и прощать очень сложно, слабые люди на такое вообще не способны. Я считаю, что прощать сложнее, чем просить прощения. А вы как думаете?

 

  • Стихи детей и рассказ «Болезнь непрощения»

Учись прощать, молись за обижающих, зло побеждай лучом добра,

Иди без колебаний в стан прощающих пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена, и сердце, словно чаша горьких слёз,

И кажется, что доброта вся выжжена, ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом, но всей душой, всей сущностью твоей.

Прощение рождается любовью в борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта, великодушие лечит как бальзам,

Кровь на кресте за всех пролита, учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

 

Вывод: если вы толерантны, вы умеете просить прощения и прощать

 

Рассказ «Болезнь непрощения»

В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.

В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень ему помогали.

Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.

Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.

Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон.

В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь. Долго спорили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и почему они целый день так ревели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали этой болезни название – болезнь непрощения.

 

Обобщение: Чтобы не остаться в этой жизни одному, надо уметь прощать и просить прощение

  • Упражнение "Чем мы похожи"

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу

Вывод: Толерантность – это умение видеть хорошее в людях

 

  • Упражнение «Волшебная лавка»

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи” – качества личности.

Качества: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке)

А теперь при помощи этих листочков мы будем выращивать дерево толерантности..

  • Заключительное задание “Дерево толерантности”

(вертушки мира создают школьники США в День Толерантности)

  • Правила толерантного поведения (зачитывают дети)
    • Относись к окружающим с уважением.
    • Никогда не думай, что твое мнение важнее мнения другого человека.
    • Не суди о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных.
    • Не навязывай свое мнение другим.
    • Никогда не думай, что твоя религия в чем-то превосходит другую.
    • Помни, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия.
    • Умей видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.
    • Помни, что мнение одного человека не может быть единственно верным.
  • Стихи

Твори добро – нет большой радости. И жизнью жертвуй, и спеши

Не ради славы или сладостей, а по велению души.

Когда кипишь, судьбой униженный, ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной сиюминутного суда.

Постой. Остынь. Поверь – действительно,

Всё встанет на свои места.

Ты – сильный. Сильные - не мстительны,

Оружье сильных – доброта.

 

  • Коллаж

Знаете ребята, я хотела бы, чтобы всё, о чём вы сегодня узнали, вы рассказали остальным детям. Поэтому предлагаю сделать коллаж. Коллаж – это такая работа, которая вмещает в себя большой объём информации по какой-то теме. (муз. Сопровождение)

 

Напоследок мне хотелось бы прочитать вам стихотворение А. Усачева «Удивительный гномик».

У речки стоял удивительный домик. В том домике жил удивительный гномик.

До пола росла у него борода, а в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном. Звезда освещала собою весь дом.

И печку топила, и кашу варила, и сказки ему перед сном говорила…

И гном с восхищеньем чесал в бороде, что было, конечно, приятно Звезде.

Кормилась она только крошками хлеба, а ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века… Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой, с рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.

- Ха-ха! Хо-хо-хо! – стал смеяться народ.

- Вот чучело! – каждый ему говорил. И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода, и тут же его закатилась Звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом. Живет в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода, но больше к нему не вернулась Звезда.

 

Ведущий раздает звезды со словами: «Я хочу подарить вам по маленькой звездочке. Пусть она всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная!»

 

  • Песня «Дорогою добра»

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ