«Выход в семью»
(Инструкция для специалиста по социальной работе)
Осуществление визитов в семью – не что иное, как реализация процесса планируемых изменений (каждая фаза которого имеет собственные задачи и содержание).
Целесообразность выхода специалиста по социальной работе в семью определяется тремя основными факторами:
-
Обращением кого-либо из членов семьи за социальной поддержкой.
-
Запрос каких-либо структур на составление доклада о социальной оценке семьи.
-
Реализацией мероприятий в рамках индивидуальной программы помощи семье.
Выход специалиста в семью может быть осуществлён с целью обследования материально-бытовых условий, сбора и оценки информации; если же работа с семьёй идёт по индивидуальному плану, то с целью знакомства и вовлечения семьи в процесс реабилитации, сбора и анализа информации, планирования и заключения соглашений, а также вмешательства и контроля, если того требует ситуация (угроза жизни и здоровью несовершеннолетних).
Стратегиями взаимодействия с семьёй в процессе совершения выходов могут быть: уход и компромисс, сотрудничество и соперничество, приспособление к семье и контроль. В качестве основания для их выбора выступает характер семьи, а также способность следовать собственным целям.
Особое внимание следует уделить первому визиту, так как от него зависит вся дальнейшая работа с семьёй.
Задача первого визита:
-
Представьтесь, будьте доброжелательным, спокойным, уверенным в себе.
-
При условии, что вы или семья не готовы к содержательной части диалога, не спешите (иногда первый визит может быть просто знакомством). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.
-
Содержательная часть:
-
спросите, в какой помощи семья нуждается в данный момент и согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным;
-
обязательно проверьте, как члены семьи вас поняли;
-
узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество, оцените качество контакта с семьей.
-
Выслушайте ответы и примите их. Запомните, что ответы семьи могут вам не понравиться, но они должны быть для вас “основой” будущего диалога.
В результате первого индивидуального собеседования специалист собирает информацию:
-
состав семьи (дата рождения);
-
паспортные данные;
-
занятость (место работы, учебы);
-
наличие права на социальную помощь, услуги, льготы;
-
жилищно-бытовые условия;
-
формирует представление о семье, о ее доходе, имущественном положении.
Чего не стоит делать во время первого визита?
-
Не сосредотачивайте особое внимание на проблемах семьи, если семья не готова сама о них говорить.
-
Не говорите, что правильно, а что неправильно, прежде чем не узнаете мнения семьи по тому или иному вопросу.
-
Не форсируйте события: семья может оказаться неготовой и будет защищаться.
-
Помните, что ваше невербальное поведение (или неготовность принять семью такой, какая она есть) может быть заметно, что затруднит последующую работу.
-
В диалоге с семьей необходимо отмечать многие поведенческие особенности, что в последующем может влиять на реализацию реабилитационных мероприятий.
При возникновении напряженной ситуации во время визита:
-
приостановите обсуждение темы;
-
начните активное слушание сторон;
-
сохраняйте спокойствие;
-
проанализируйте возможность переместить кого-то из членов семьи или удалить на время, особенно если их агрессивность направлена друг против друга;
-
беседуйте индивидуально с каждым членом семьи (если это необходимо);
-
покиньте семью, если ты считаете, что ситуация становится физически опасной или семья просит Вас об этом.
По материалам методического сборника «Социальный патронаж в системе социального обслуживания ГУ ЦСПСД г. Арзамаса»