При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Ваш ребенок не хочет учиться…
Чаще всего в ошибках своего ребенка-школьника родители склонны винить его самого. Нередко можно слышать, что родители считают сына или дочку неусидчивым, невнимательным, недостаточно прилежным…
Давайте попробуем разобраться, почему у ребенка не получается хорошо учиться, и подумаем, какие ошибки совершаем мы, взрослые. Заставьте себя относиться к происходящему спокойно. Не нервничайте из-за неудач ребенка в школе и донесите свое состояние до ребенка. Если школьник увидит, что вы спокойны и нацелены на положительный долгосрочный результат, то и у него прибавится уверенности в своих силах.
Не хочу в школу! Какие могут быть причины?
Главными факторами, которые отрицательно влияют на желание ребенка ходить в школу и учиться, являются:
Конечно, не нужно устраивать ребенку допросы, вы же видите, что ему и так непросто. Вопросы в лоб, например, такие «Что, опять двойки?» или «С кем на этом раз подрался?» тоже неуместны, поскольку заставят ребенка не только оправдываться перед вами, но и заново переживать неприятные эмоции, которые вызвала у него ситуация.
Постарайтесь, чтобы разговор выглядел как можно непринужденнее, поэтому начните беседу о школе как бы невзначай, не касаясь неудач ребенка.
И вы обязательно найдете причину нежелания ребенка учиться. Но это лишь первый шаг к решению проблемы – что же делать дальше? Как помочь школьнику полюбить учебу и ходить на нее с удовольствием?
Ребенок дерется – ваши действия
Конфликт с учителем
В случае конфликта с учителем многие взрослые начинают защищать педагога: «Раз накричала – значит, было за что!» То есть чувства ребенка в расчет не берутся. Другие могут, наоборот, подрывать авторитет учителя в глазах ребенка: «Всегда знала, что учительница у вас …!» Ребенок, в подобной ситуации, усваивает, что о старших можно отзываться грубо, не стесняясь в выражениях.
Как же стоит построить диалог с ребенком, если он жалуется вам на учителя?
Давайте рассмотрим один пример:
- Терпеть не могу математичку! Опять на меня накричала!
- Видимо, ты очень разозлился (так вы принимаете чувства ребенка).
- Да уж. Она сказала, что я опоздал на урок.
- Жалко, что так получилось (способ активного слушания). А ты сам хотел бы больше не опаздывать на занятия (помогаем создать альтернативу)?
- Ну да. Постараюсь вставать пораньше (самостоятельный поиск решения).
- Отлично придумано (вывод)!
Лень-матушка: как ее обхитрить?
Чем неинтереснее для ребенка предмет, тем ленивее он будет относиться как к посещению занятий, так и выполнению домашней работы. Что же можно сделать? Превратить скучное в интересное! Учеба может и должна быть увлекательной и интересной. Объясните ребенку, что изучение любого предмета похоже на прохождение компьютерной игры: пока не пройдешь этот уровень, то на следующий не попадешь. Чем глубже школьник изучает предмет, тем больше шансов, что в этой игре он станет победителем! Поэтому поощряйте все успехи ребенка, даже если они кажутся вам не столь существенными.
Не сравнивайте достижения школьника с успехами его одноклассников, неважно, выше они или нет. Некоторые родители постоянно ставят ребенку кого-то в пример: «А вот Петя учится только на «отлично», «А Маша успевает не только в обычной школе хорошо учиться, но и в музыкальной и художественной!»… Такие сравнения неизбежно приводят к тому, что школьник начинает ненавидеть как образцовых юных гениев, так и учебу в целом.
Проблемы раннего подъема
Каждое утро для вас и вашего ребенка превращается в пытку? Вся семья пытается сначала ласковыми уговорами, а потом криками разбудить ребенка в школу – ведь опять опоздает! – а тому и дела нет? «Это вам надо, вы и идите в эту школу!» Ну что, знакомая для многих картина? И что отвечают родители сонному чаду? Обычно это: «Тебя не спросили!», «Хочешь – не хочешь, а в школу собирайся!», «Последнее предупреждение! Хватит ныть, быстро вставай!». Но, положа руку на сердце, признайтесь себе: много ли толку от таких утренних скандалов? Попробуйте понять и принять чувства ребенка – так станет проще всем.
Возможный диалог между вами и ребёнком, может выглядеть так:
- Мне кажется, что ты не хочешь идти в школу.
- Конечно! Надоело уже, каждый день одно и то же, еще и вставать рано…
- Понимаю, очень непросто вставать так рано каждый день. Вот было бы здорово, если бы уроки начинались в 14 часов, и тебе бы не приходилось так рано вставать?
- С одной стороны, да… Но во сколько тогда из школы я возвращаться буду?
- Действительно. Так что можно сделать сейчас?
- Может, ложиться раньше, чтобы и вставать было проще…
Так вы и разделили чувства ребенка, и выслушали, и помогли ему самостоятельно сделать выводы и принять решение.
Диагноз: стресс!
Нередко причиной, по которой школьник потерял интерес к учебе, является стресс или сильное переутомление. К сожалению, некоторые родители считают, что ребёнок попросту ленится, поэтому не воспринимают его жалобы всерьез – а зря! Когда ребенок повзрослеет, проблемы могут только усугубиться и «перерасти» в вегетососудистую дистонию, а также гипер- или гипотонию.
Для начала определите причину, по которой ребенок устает. Если усталость физическая, отмените на время дополнительные занятия (спортивные и другие), особенно если на них школьник ходит вечером и поздно возвращается.
Усталость может быть и умственная. Ее распознают по постоянной рассеянности и забывчивости, невозможности сконцентрировать внимание, систематическому непониманию учебного материала. В таком случае, ребенку просто показаны физические нагрузки и пребывание на свежем воздухе! А вот компьютерными играми и сидением в четырех стенах, пусть и с целью освоить дополнительный материал, лучше пренебречь.
Бывают и очень впечатлительные детки, которые от школьного и домашнего калейдоскопа событий потом испытывают эмоциональную усталость. Таким ребятам лучше ограничить время просмотра телевизора и сидения за компьютером: замените просмотр передачи или прохождение «стрелялки» совместным досугом. Сделайте что-то своими руками: пусть это будет поделка или вышивка, главное, чтобы ребенок расслабился и отвлекся.
Как договориться с «нехочухой»
«Каждый день уроки делать – надоело, не хочу и не буду!» Не правда ли, такую фразу слышал практически любой родитель? А всем взрослым известно, что если делать что-то не хочется, то всеми силами откладываешь выполнение этого занятия. Еще пять минут посмотрю телевизор, а потом выпью чай, а после позвоню подружке… А дети так похожи на взрослых! И вот уже близится время укладываться спать, а ребенок, несмотря на многочисленные напоминания, еще и не садился за уроки. Что делать? Стоять «над душой», пока все не будет сделано? Кричать? Решать задачи и писать упражнения самостоятельно, чтобы чадо не схватило плохую отметку?
Во-первых, успокойтесь. Во-вторых, постарайтесь построить разговор с ребёнком по следующей схеме:
Помогите ребенку, придумав для него веселые «напоминалки» (их можно сделать в виде коллажей или рисунков, главное, чтобы они вызывали положительные эмоции): «Уроки сделав побыстрей, ты сразу станешь веселей!» или «Учебники по тебе соскучились!». Повесьте эти «агитплакаты» рядом с рабочим местом школьника.