Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Работа с тревожным ребенком в СРЦН «Надежда»

Библиотека

Работа с тревожным ребенком в СРЦН «Надежда»

Автор: Васильева Галина Валерьевна, Педагог-психолог

Работа с тревожным ребенком в СРЦН «Надежда»Работа с тревожным ребенком в СРЦН «Надежда»В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

  • негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
  • неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
  • противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Свою работу с такими детьми специалисты в Центре « Надежда» Советского района проводят в трех направлениях:

  1. Повышение самооценки
  2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  3. Снятие мышечного напряжения.

Для повышения самооценки детей, в раздевалке, на шкафчике каждого ребенка закреплен «Цветик – семицветик» (или «Цветок достижений»). В центре цветка – фотография ребенка, а на лепестках – его достижения. (Например: поливает цветы, помогает няне накрыть на стол, помогает Оле одеться, рисует красивый цветок и т.д.) Педагоги, как можно чаще, называют детей по имени, хвалят их в присутствии других детей и взрослых.

Так же, для повышения самооценки детей, мы подобрали несколько игр и упражнений – одно из важных средств всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста, характерной особенностью которого, является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка и на организм в целом.

Чтобы заинтересовать детей, вместо дежурных слов «А сейчас мы будем играть в...» можно «нарисовать» яркую картину предстоящего действия. Иногда полезно сыграть на самолюбии ребенка, выразив сомнение в его силе и ловкости (но в конце игры не забыть признать ошибочность своих сомнений, похвалив смелость, быстроту и точность движений ребёнка).

В результате детское самоощущение проходит несколько этапов:

  • «Я хочу, но боюсь»;
  • «Я попробую – вдруг получится»;
  • «У меня получилось! Я хочу попробовать ещё раз»;
  • «Меня похвалил психолог, значит, у меня действительно хорошо получилось»;
  • «Я хочу поиграть в другие игры, вдруг я выиграю»;
  • «Я выиграл, значит, я многое могу! У меня всё получится!». « Ура!!!»
  • «У меня, правда, все получилось».

Для обучения детей умению управлять своим поведением и снятия мышечного напряжения мы разработали сказкотерапевтические коррекционные занятия, в которых кроме сказки, используются методы игровой терапии, арттерапии.

Большая работа специалистами центра была проведена с родителями тревожных детей:

  • Беседы по итогам диагностики.
  • Совместные занятия с детьми на телесный контакт.
  • Даны рекомендации как вести себя с тревожными детьми.

Рекомендации для родителей

  • Избегать публичных порицаний и замечаний.
  • Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
  • Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина).
  • Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
  • Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
  • Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку.
  • Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
  • Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной.
  • Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка ("осел", "дурак", "свинья"), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
  • Нельзя угрожать ребенку такими наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!" "Отдам тебя дядьке!").
  • Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ