При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Работа с тревожным ребенком в СРЦН «Надежда»
Автор: Васильева Галина Валерьевна, Педагог-психолог
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Свою работу с такими детьми специалисты в Центре « Надежда» Советского района проводят в трех направлениях:
Для повышения самооценки детей, в раздевалке, на шкафчике каждого ребенка закреплен «Цветик – семицветик» (или «Цветок достижений»). В центре цветка – фотография ребенка, а на лепестках – его достижения. (Например: поливает цветы, помогает няне накрыть на стол, помогает Оле одеться, рисует красивый цветок и т.д.) Педагоги, как можно чаще, называют детей по имени, хвалят их в присутствии других детей и взрослых.
Так же, для повышения самооценки детей, мы подобрали несколько игр и упражнений – одно из важных средств всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста, характерной особенностью которого, является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка и на организм в целом.
Чтобы заинтересовать детей, вместо дежурных слов «А сейчас мы будем играть в...» можно «нарисовать» яркую картину предстоящего действия. Иногда полезно сыграть на самолюбии ребенка, выразив сомнение в его силе и ловкости (но в конце игры не забыть признать ошибочность своих сомнений, похвалив смелость, быстроту и точность движений ребёнка).
В результате детское самоощущение проходит несколько этапов:
Для обучения детей умению управлять своим поведением и снятия мышечного напряжения мы разработали сказкотерапевтические коррекционные занятия, в которых кроме сказки, используются методы игровой терапии, арттерапии.
Большая работа специалистами центра была проведена с родителями тревожных детей: