Региональная программа Нижегородской области

«Бесстрашное детство»

http://бесстрашное-детство.рф


Библиотека

Игры с пользой. Об использовании настольных игр для развития речи ребенка

Автор: Владимирова Светлана Валерьевна, Логопед

Игры с пользой. Об использовании настольных игр для развития речи ребенкаУчебная деятельность, с которой сталкивается ребенок в начальной школе, является для него новой и требует решения самых разных задач, прежде всего коммуникативных. Успешность в выполнении этих задач напрямую связана с уровнем развития речевой деятельности младшего школьника.

Игра является лучшим способом развития речевых навыков благодаря своему эмоционально-позитивному фону.

Самостоятельно дети играют в ролевые игры, перенесенные из дошкольного опыта, все чаще, к сожалению, в игры виртуального мира с помощью электронных устройств.

Вашими усилиями можно привить детям интерес, воспитать привычку к играм категории «развлечение с пользой».

В центре «Журавушка» на логопедических занятиях педагоги активно используют несколько игр, направленных на развитие речевого мышления, внимания, памяти. Они интересны и детям, и взрослым, и Вы с легкостью сможете использовать их для семейного досуга.

«АLIAS» или «АСTIVITI» - это игра для общения. Она основана на обмене идеями между игроками. В игре используются все обычные формы общения: мимика, вербальные и графические описания. Игра становится труднее по мере своего развития, и кто будет победителем, может определиться только в последний момент. Эта игра хорошо развивает словарный запас, тренирует умение формулировать, развивает ассоциативное мышление.

В игровой набор входит:

  • игровое поле
  • четыре фишки
  • 440 карт
  • песочные часы (минута)

Игроки делятся на команды с равным количеством игроков в каждой команде. Каждая команда должна состоять, по меньшей мере, из двух игроков. Каждая команда размещает свою фишку на начальном игровом поле (назовём его СТАРТ). Колоды карт перемешиваются и помещаются «лицом вниз» на специально отведённые им поля игрового поля, согласно цифровому предписанию! Внимание: Каждая команда должна также приготовить карандаш или ручку и бумагу. Команда, которая начинает игру первой, выбирает одного из своих игроков, который будет «Исполнителем». После того, как один раунд будет закончен, то игроки из одной команды (по согласованию!) снова меняются местами, выбирая нового «Исполнителя».

«ЭРУДИТ» (во всем мире известный как SKRABВL) - всем известная настольная игра, похожая на кроссворд.

Игровое поле состоит из 15х15, то есть 225 квадратов, на которые участники игры выкладывают буквы, составляя тем самым слова. В начале игры каждый игрок получает 7 случайных букв (всего их в игре 104). На середину игрового поля выкладывается первое слово, затем следующий игрок может добавить слово «на пересечение» из своих букв. Слова выкладываются либо слева направо, либо сверху вниз.

Игра «МЕМО» (или «ПАРОЧКИ») – очень нравится детям младшего школьного возраста. Достоинство игры в ее познавательной направленности. Игра состоит из карточек с парными изображениями. Всего 25 пар (50 карточек). Карточки выкладываются на стол в поле 5х5 и задача игроков найти как можно больше пар. «Парочки» хорошо тренируют зрительную память, внимание, наблюдательность.

Можно поиграть в «УГАДАЙКУ». Каждому участнику на лоб прикрепляется название предмета, живого существа, имя сказочного героя. Ребенок должен угадать кто он такой, задавая вопросы остальным игрокам. Например: «Я большой? Я вкусный? Я домашний?» и т.д. Игра содержит элемент интриги, расследования и создает у всех участников веселое настроение.

Игра учит правильно формулировать вопросы, развивает логическое мышление, память.

Существует множество простых игр, помогающих занять детей. Например «ЧТО В БАНКЕ?». Называем по очереди, что можно положить в трехлитровую банку (на заданную букву, например, В.) Вишню? Варенье? Вату? Воду? – это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Так дети учатся словесной систематизации и актуализации, активизируется словарь, ускоряется процесс поиска слов.

И игра «КРОКОДИЛ», одна из любимых детьми и взрослыми разных поколений. В этой игре слова объясняются жестами, пантомимой, даже рисунками или лепкой. Игра развеселит всех и поможет незабываемо провести время.

«Крокодил» способствует развитию мимики, жестовой выразительности, образному мышлению и актерским способностям. Учит понимать людей с полуслова, развивает коммуникативные навыки.

Итак, мы видим, что речевые игры выполняют множество задач, необходимых для развития ребенка. И важнейшие из этих задач – тренировка речевого мышления, стимулирование творческой активности, накопление коммуникативного опыта.