Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Детское воровство

Библиотека

Детское воровство

Автор: Ножина Дарья Андреевна, Педагог-психолог

Детское воровствоДетское воровство одна из животрепещущих тем для современных родителей. Воровство - это довольно серьезный проступок и многим стыдно признавать тот факт, что их ребенок мог что-то украсть. В случае детского воровства ни в коем случае не стоит ругать ребенка при всех и называть его «вором». Важно разобраться в причинах этого поступка, доверительно побеседовать с ребенком, помочь ему самому понять, в чем он не прав.

И для начала нужно разобраться в причинах, ведь в каждом возрасте они разные:

В дошкольном возрасте дети обычно берут то, что им понравилось, особенно игрушки. В таком случае важно научить ребенка вежливо спрашивать разрешения поиграть или же объяснить как будет неприятно ему самому, если кто-то без спроса возьмет его вещь. Если хозяин игрушки не спешит делиться, следует переключить внимание ребенка на другой, не менее ценный и важный предмет или предложить ребенку на время поменяться игрушками с товарищем тогда не придется брать её без спроса.

В школьном возрасте причины воровства могут быть самыми разнообразными. Вот некоторые из них, которые встречаются чаще всего:

  1. Ребенок берет чужую вещь, чтобы «насолить» обидчику. Такое встречается в младшем школьном возрасте. Ребенок может взять любимую вещь того, с кем у него сложные отношения, кто обижает или дразнит его. Важно поговорить с ребенком, объяснить ему, что с обидчиком можно решить свои вопросы иным способом, помочь найти этот способ, ведь сам ребенок один не справится. Нужно объяснить, что воровство это серьезный проступок, за который каждый человек несет ответственность.
  2. Ребенок может украсть вещь, чтобы произвести впечатление на своих товарищей, с которыми он дружит. Это может быть, как и их просьба, так и его собственное решение. Важно доверительно побеседовать с ребенком, помочь ему найти другие более конструктивные пути произвести впечатление на товарищей. Если воровство случилось по чьей-то просьбе, следует поговорить с ребенком и попробовать выяснить, нужны ли ему в будущем такие друзья.
  3. Ребенок может взять понравившуюся вещь, потому что родители пока не могут купить ему такую же. Здесь так же важно побеседовать с ребенком, объяснить ему, что в жизни бывают разные ситуации, и не всё мы получаем сразу, когда этого захотим. Расскажите ему, какая ответственность ложится на его плечи и плечи его родителей, когда он совершает кражу. Расскажите ребенку, что только сильный и взрослый человек сможет устоять перед соблазном взять чужое и подумать о том, как можно получить такую же вещь более конструктивным способом.
  4. Ребенок может взять чужое, просто привлекая к себе внимание со стороны родителей. В таком случае уже взрослому необходимо подумать о том, как уделить своему сыну или дочери больше внимания, проводить вместе больше времени.

Приучать ребенка уважать личные вещи и частную собственность стоит уже с малых лет. С чего следует начать:

  1. Необходимо научить ребенка спрашивать разрешение «Можно я возьму это?», как у чужих людей, так и у членов семьи. Можно прорепетировать эту фразу с ребенком через игру. Это правило должны так же соблюдать и взрослые.
  2. Важно чтобы у каждого члена семьи были свои личные вещи, которые нельзя брать без разрешения. Взрослые так же должны соблюдать это правило и не перекладывать определенные вещи ребенка без его разрешения. Учить ребёнка тому, чего не делаешь сам, бессмысленно. Пожалуй, это самый главный принцип воспитания. Ребёнок в первую очередь смотрит на своих родителей, а уж потом слушает их. Это как гроза: сначала мы видим молнию. А потом только слышим раскаты грома. Народная мудрость гласит: «Помни, рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам».
  3. Необходимо воспитывать у ребенка ответственность за его личные вещи. У каждой должно быть свое место, они не должны быть разбросаны по всему дому.
  4. Помните! Основным примером для ребенка служат его родители, даже тогда, когда он, скажем, хочет быть похожим на человека – паука или тролля. Именно от родителей он учится основным правилам поведения, бережному отношению к своим вещам и труду. Важно самому стать примером для своего ребенка и не допускать в его присутствии некорректного поведения.

Если причину воровства не удалось выяснить, или подобные случаи повторяются, лучше обратиться к психологу. В центре «Журавушка» работают высококвалифицированные специалисты, которые могут помочь вам разобраться с данной проблемой и найти пути её решения.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ