Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Интернет в жизни ребенка

Библиотека

Интернет в жизни ребенка

Автор: Медонова Марина, Психолог

Интернет в жизни ребенкаНа тему того, сколько проводят времени современные дети в интернете, да и какие отношения у ребенка с интернетом, сейчас говорится и пишется немало.

Волнуются родители, переживают педагоги, средства массовой информации постоянно муссируют тему того, что подростки выложили в интернет.

На консультациях у психолога тема «зависимого» поведения ребенка от интернета возникает достаточно часто. Родители «расписываются» в своей беспомощности, ожидая волшебного алгоритма действий, чтобы справиться с ребенком, у которого постоянно все внимание направлено в гаджет. Данная статья не призвана описать практический алгоритм помощи семье, она больше носит превентивный характер.

Приведу два примера из собственных наблюдений за родителями с детьми. Надо сразу сказать, что являясь простым наблюдателем за детско-родительскими отношениями, можно получить гораздо больше полезной информации, чем потом добывать эту информацию от родителя во время психологического интервью.

Пример первый. Отдых на курорте. Прием пищи в ресторане. Что находится перед ребенком 1-3-х лет (или даже немножко старше)? Безусловно, тарелка с едой и столовые приборы. Но чтобы ребенок был «удобным» и «тихим», перед ним родители ставят планшет, а в экране бедный медведь, измученный неугомонным умом Маши! Как только ребенок начинает капризничать, ему планшет меняют на родительский смартфон.

Возникает вопрос: берут ли родители на себя ответственность в этот момент за будущее ребенка? Привычка жить с гаджетом в руках ими же закрепляется при удовлетворении базовых физиологических потребностей (еда, туалет, отдых), да еще в сензитивном периоде, когда мозг ребенка способен накапливать колоссальное количество информации и сведений об окружающем мире и отношениях с людьми. Только мы же помним, дорогой читатель, что все это происходит на отдыхе. И я на отдыхе, да и родители тоже отдыхают. Так что этот мой вопрос останется в категории «риторический».

Пример второй. Просыпаюсь среди ночи от того, что за стеной сосед-отец (нет, он не кричит), он надрывается, заставляя сына-подростка выключить компьютер. Ночная тишина и панельный дом позволяют в подробностях понять, что сын играет уже много часов подряд, что ему уже давно говорилось, чтобы он выключил компьютер. Постепенно к этому крику присоединяются оскорбления и, к сожалению, физическое наказание. С прискорбием надо сообщить, что данная воспитательная стратегия возникает достаточно часто. Часто сын играет в компьютер, часто ослушивается родителей и нарушает правила, часто отец начинает свой воспитательный демарш ночью (как будто раньше ему было то ли некогда, то ли он не замечает, что сын поглощен компьютером).

И снова вопрос (и опять не к ребенку): власть в семье необходимо показывать только ночью и с помощью насилия? Кто подключил интернет в квартире и к телефону ребенка? Значит, точно также его можно отключить? Надо себе честно признаваться в том, что встретиться с агрессией ребенка, у которого отобрали источник удовольствия, это малоприятное состояние. А отобрав интернет, надо что-то предложить. Что?..

Проще предлагать интернет, и сам родитель отдыхает, и ребенок не гуляет неизвестно где. Тогда получается, что и родителю удобно, что ребенок сидит тихо и дома, под присмотром.

Наблюдая за тем, в какие моменты дети обращаются к интернету, лично я заметила, что это происходит либо когда им скучно, либо неинтересно происходящее вокруг. Желание заполнить жизнь впечатлениями ведет ребенка к поиску этих впечатлений. А родители никак не могут удовлетворить данную потребность ребенка (в силу занятости, в силу усталости, и др.).

Покупая любую новую игрушку, необходимо посвятить время тому, чтобы поиграть с этой игрушкой совместно с ребенком. Показать варианты игры и манипуляций с данной игрушкой. Также и интернет. Ребенок получил доступ к игрушке под названием «интернет». Это бесконечное пространство соблазна и спама. Но это также бесконечное пространство новых знаний и поиска ответов на вопросы.

Приближаясь к подростковому возрасту дети (как же их в этом возрасте еще назвать?) стремятся обнародовать свою жизнь. Выкладывают на свои странички в социальных сетях всё, о чем думают, чем живут, что волнует. Порой это просто эпатаж и бравада! Но насколько сильно это начинает волновать родителей! Волноваться есть чему. Отношения к этому моменту в семье уже давно не являются доверительными, да и сам подростковый возраст предполагает дистанцирование ребенка от взрослого. Подросток перестал рассказывать своему взрослому о наполненности своей жизни. А перед такими же, как он сам, выделяться чем-то надо.

Давайте, дорогие читатели, вспомним, какими были мы в подростковом возрасте. Да, было меньше соблазна и дорогих вещей. Но разве мы от этого легче проживали подростковый возраст? Разве не делились своими переживаниями в дневниках и не прятали их от родителей? Разделяли ваши увлечения ваши родители? Разве не заполняли анкеты друзей? Именно подобное возникает и у нынешних подростков, только сейчас можно сразу и фото, и музыку (кстати, слова песни не от руки писать) и мысли передать, чтобы увидело как можно больше народу.

В неудержимом ритме научно-технического прогресса трудно не соответствовать времени. А дети очень внимательно отслеживают все изменения и новинки, и, конечно же, являются «героями своего времени». Нахождение ребенка в интернет-пространстве как лакмусовая бумажка того, чем заполнено его жизнь, и какие ценности сформированы к тому или иному возрасту.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ