Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   О, мой прекрасный виртуальный мир! или Детская компьютерная зависимость

Библиотека

О, мой прекрасный виртуальный мир! или Детская компьютерная зависимость

Автор: Ножина Дарья Андреевна, Педагог-психолог

О,  мой  прекрасный  виртуальный  мир!  или  Детская  компьютерная  зависимостьКомпьютерные  технологии  глубоко  проникли  в  нашу  повседневную  жизнь.  Компьютер,  который  еще  двадцать  лет  назад  был  необычайной  дорогой  редкостью,  сейчас  есть  практически  в  каждом  доме.  Даже  мобильные  телефоны  становятся  всё  более  функциональными,  полными  различных  развлекательных  приложений,  как  для  взрослых,  так  и  для  детей.

Родители  уже  с  малых  лет  вручают  в  руки  ребенку  планшет,  лишь  бы  он  был  занят  и  не  плакал.  Гордятся,  когда  уже  в  три  года  их  ребенок  умеет  включать  любимую  игру.  Однако  это  совершенно  безобидное  действие  может  привести  к  весьма  серьезным  последствиям.  Сейчас  для  планшетов  и  компьютеров  существует  множество  развивающих  игр  и  приложений,  только  не  все  они  так  полезны  как  кажутся  на  первый  взгляд.  Частое  и  длительное  общение  с  компьютером  может  привести  к  «компьютерной  зависимости»  или  к  «интернет  -  зависимости»,  которая  встречается  чаще  у  подростков  и  взрослых  людей. 

Термин  «интернет-зависимость»  появился  в  1996  году  и  был  предложен  доктором  Айвеном  Голдбергом.  Первый  и  важный  признак  начинающегося  заболевания  —  чрезмерное  увлечение  Интернетом:  ребенок  машинально  заходит  на  все  сайты  подряд,  постоянно  играет  в  онлайн-игры,  не  «вылезает»  из  социальных  сетей.

В  ходе  исследований  психологами  был  выявлен  ряд  признаков,  которые  помогут  внимательному  родителю  выявить  компьютерную  зависимость  ребенка  на  ранних  этапах.

 

Психологические  признаки  компьютерной  зависимости:

  •   Пренебрежение  учебой  и  друзьями.  Ребенок  проводит  больше  времени  в  сети,  чем  в  реальности,  заменяя  живое  общение  с  реальным  друзьями  интернет-перепиской.  Для  подростка  это  удобно  и  безопасно,  ведь  в  Интернете  можно  быть,  кем  угодно  и  придумать  себе  какую  угодно  жизнь.  Недостаток  внимания,  возрастной  кризис  и  большое  количество  проблем  способствуют  такому  своеобразному  «уходу  от  реальности»  в  мир  виртуальный.
  •   Долгий  период  времени  за  компьютером  ежедневно.  У  компьютерной  зависимости  те  же  корни,  что  и  у  игромании.  Мозг  каждого  человека  снабжен  центром  удовольствия.  Постоянная  стимуляция  этого  центра  у  лабораторных  животных  приводит  к  тому,  что  они  забывают  обо  всем  на  свете.  Отказываясь  от  потребления  пищи  в  угоду  удовольствиям,  лабораторные  животные  погибают  от  истощения,  то  же  самое  происходит  и  с  человеком.  Погружаясь  в  выдуманный  мир  любимой  игры,  мы  теряем  счет  времени,  чувство  голода  и  сна  притупляется.  Наш  организм  начинает  работать  в  «аварийном  режиме»,  что  естественно  плохо  сказывается  на  здоровье. 
  •   Раздражительность  в  реальности.  Вне  компьютера  ребенок  раздражен,  не  может  найти  применение  своим  силам  и  возможностям,  ощущает  пустоту.  Если  игромана  отстранить  от  компьютера  на  2  часа  и  более,  он  будет  ощущать  себя  так  же,  как  люди  во  время  абстинентного  синдрома.
  •   Рассеянное  внимание.  На  учебе  он  не  может  собраться,  запомнить  информацию.  Большое  количество  информации  в  Интернете  приводит  к  тому,  что  ребенок  теряется  и  не  может  в  ней  ориентироваться.  Запомнить  такой  большой  объем  даже  взрослый  человек  не  в  состоянии.  Пестрящие  рекламой  сайты  рассеивают  внимание,  не  позволяют  сконцентрироваться,  ребенок  становится  заторможенным.

 

В  физическом  плане  компьютерная  зависимость  проявляется  следующим  образом:

  • сухость  и  покраснение  глаз; 
  • снижение  зрения;
  • частые  головные  боли;
  • бессонница;
  • отсутствие  аппетита;
  • боль  в  спине.
  • повышенная  утомляемость

Так  каковы  же  причины  компьютерной  зависимости?  Психологи  выделили  некоторые  из  них:

1.  Отсутствие  или  недостаток  общения  и  тёплых  эмоциональных  отношений  в  семье.  Когда  родители  (или  иные  близкие  родственники)  не  уделяют  ребёнку  времени,  необходимого  для  ежедневного  выражения  искреннего  участия  в  жизни  ребёнка,  не  интересуются  состоянием  душевного  мира,  мало  спрашивают  о  его  мыслях  и  чувствах,  о  том,  что  действительно  волнует  и  тревожит  ребёнка,  не  слышат  его.

На  раннем  этапе  развития  ребенку  важно  общение  и  знакомство  с  миром  через  близкого  взрослого.  Он  старается  изучать  мир  тактильно,  прикасаясь  к  предметам,  визуально,  рассматривая  их,  с  помощью  обоняния  и  вкусовых  рецепторов,  поэтому  дети  так  часто  берут  всё  в  рот.  Вручая  маленькому  ребенку  планшет,  занимая  его  якобы  развивающими  играми,  вы  лишаете  его  огромной  познавательной  возможности  изучения  мира.  Конечно,  такое  взаимодействие  требует  повышенного  участия,  внимания  и  времени  от  взрослого  человека,  но  в  будущем  развиваясь  в  гармоничную  и  полноценную  личность,  ребенок  будет  вам  безмерно  благодарен  за  вашу  заботу  и  ответит  вам  тем  же.

2.  Отсутствие  у  ребёнка  серьезных  увлечений,  интересов,  хобби,  круга  общения,  не  связанных  с  компьютером.  Сейчас  эта  проблема  становится  всё  острее.  Многие  родители  жалуются  на  своих  детей:  «читать  они  не  любят»,  «кружки  им  никакие  не  интересны»,  им  «лишь  бы  придти  из  школы  и  сесть  за  компьютер/телевизор».  Но  ведь  в  первую  очередь  ребенок  учится  правилам  поведения  в  своем  близком  окружении.  Возможно,  родителям  стоит  задуматься,  чем  занимаются  они  в  свободное  время?  Есть  ли  у  них  хобби,  которым  они  могли  бы  поделиться  с  ребенком?  Часто  ли  они  читают  книги,  а  не  проводят  время  за  компьютером?  Проблема  отсутствия  увлечений  у  детей  чаще  всего  связана  с  тем,  что  увлечения  отсутствуют  у  самих  взрослых.  Очень  часто  от  взрослых  можно  услышать  простую  отговорку,  что  с  работой  совершенно  не  остается  на  себя  времени.  Однако  помимо  будней  существуют  еще  и  выходные,  а  так  же  отпуск.  Помимо  всего  прочего  грамотное  распределение  времени,  и  четкий  распорядок  дня  научат  не  только  ребенка  правильно  планировать  свои  занятия  и  силы,  но  также  помогут  и  взрослому  человеку  справиться  с  навалившимся  на  него  грузом  забот.

3.  Неумение  ребёнка  налаживать  желательные  контакты  с  окружающими,  отсутствие  друзей.  Допустим,  ребёнок  (подросток)  слишком  застенчив  и  не  может  свою  застенчивость  побороть.  Или  наличие  видимого  физического  недостатка,  внешняя  некрасивость  отталкивает  сверстников  от  общения  с  ним,  или  у  ребёнка  развились  черты  характера,  препятствующие  установлению  дружеских  привязанностей:  замкнутость,  злобность,  чрезмерная  жадность,  мстительность,  обидчивость,  агрессивность.  Родителю  в  такой  ситуации  очень  важно  во  время  заметить  эту  проблему  и  помочь  ребенку  преодолеть  её  вместе. 

В  областном  центре  помощи  семье  и  детям  «Журавушка»  работают  высококвалифицированные  специалисты  готовые  придти  на  помощь  в  решении  этой  сложной  задачи.  Так  же  на  базе  центра  работают  группы  дневного  пребывания  детей,  в  которой  ребята  учатся  дружить  и  принимать  друг  друга  такими,  какие  они  есть.

4.  Общая  неудачливость  ребёнка.  Эта  причина  схожа  с  предыдущей.  Например,  ребёнок  и  в  школе  учится  неважно,  и  в  компании  ребят  не  заводила,  и  с  родителями  отношения  не  блещут.  Если  такое  положение  вещей  не  устраивает  ребёнка,  он  вполне  может  впасть  в  зависимость  от  компьютерных  игр,  где  он  –  главный  герой,  он  на  вершине  успеха,  он  победитель,  властитель,  первый  разрушитель  (или  созидатель).  В  сети  Интернет  такой  ребёнок  может  создать  себе  образ,  противоположный  реальному:  другое  имя,  другая  внешность,  другая,  более  «выгодная»  самопрезентация.

5.  Желание  ребенка  быть  «как  все»  его  сверстники,  следовать  за  их  увлечениями,  не  отставать.  Большую  роль  для  ребенка  подросткового  возраста  играет  его  окружение  и  статус  в  нем.  Зарабатывая  себе  авторитет,  подросток  будет  подстраиваться  под  интересы  группы,  даже  если  они  не  всегда  положительные.

Жизнь  в  виртуальном  мире  позволяет  подросткам  абстрагироваться  от  психологических  проблем  в  мире  реальном.  Но  это  происходит  лишь  во  время  пребывания  в  виртуальном  пространстве.  Для  такого  ребенка  реальный  мир  неинтересен  и  полон  опасностей.  Вследствие  этого  подросток  пытается  жить  в  другом  мире,  где  все  возможно,  все  дозволено,  где  он  сам  устанавливает  правила  игры.  Порой  самим  взрослым  хочется  отгородиться  от  реальности  и  груза  ответственности  и  проблем,  что  уж  говорить  о  ребенке,  который  помимо  всего  прочего  находится  еще  и  в  непростом  для  себя  возрастном  периоде. 

Лучшая  профилактика  компьютерной  зависимости  —  это  вовлечение  ребенка  в  процессы,  не  связанные  с  компьютерной  деятельностью,  чтобы  игры  не  стали  заменой  реальности.  Показать  ему,  что  существует  масса  интересных  и  полезных  занятий  помимо  компьютера,  например  спорт,  творчество,  воспитание  и  содержание  домашних  животных  и  т.д.

Есть  еще  один  путь  —  созидательное  творчество  в  области  информационных  технологий  (курсы  программирования,  компьютерной  графики),  использование  увлечения  ребенка  с  целью  его  обучения  и  развития.

Но  в  любом  случае  установите  специальные  сетевые  фильтры  и  специализированное  программное  обеспечение,  позволяющее  контролировать  и  лимитировать  общение  ребенка  с  компьютером.

 

Что  же  делать,  если  проблема  «интернет  -  зависимости»  всё-таки  возникла?  Помните:  никакие  убеждения,  уговоры,  угрозы  не  будут  иметь  эффекта.  Скорее  всего,  вы  вызовете  к  себе  агрессию,  а  сам  игроман  еще  глубже  погрузится  в  выдуманный  мир,  так  как  в  реальном  его  «никто  не  понимает». 

Процесс  избавления  от  симптомов  долгий  и  сложный.  И  этим  должен  заниматься  квалифицированный  специалист.  Родителям  же  можно  порекомендовать  следующее:

  • втянувшемуся  подростку  резко  перекрывать  доступ  к  компьютеру  нельзя,  делать  это  нужно  постепенно,  подготавливая  ребенка  вместе  с  психологом;
  • будьте  честны  со  своим  чадом,  дети  чувствуют  ложь;
  • старайтесь  больше  проводить  времени  с  подростком,  но  не  превращайте  общение  в  длинные  беседы  и  нотации;
  • уважайте  индивидуальность  ребенка;
  • подыщите  вместе  с  ним  хобби,  увлечения,  которые  были  бы  интересны  и  вам  и  ему.  Помогите  ребенку  на  первых  порах,  чтобы  в  последствии  он  смог  почувствовать  свою  успешность  и  значимость.
  • развивайте  личностные  качества  подростка,  любознательность,  уверенность  в  себе,  дружелюбность,  честность,  ответственность  за  свои  поступки,  терпение.

Уважаемые  родители!  Будьте  внимательны  к  ребенку,  к  любым  изменениям  в  его  поведении,  и  тогда  вы  вовремя  сможете  заметить  проблему  и  решить  ее  на  начальной  стадии.  Разделите  интересный  мир  увлечений  вместе  с  ребенком,  и  он  навсегда  забудет  о  существовании  виртуальной  реальности,  и  будет  использовать  компьютер  с  пользой  для  своего  развития  и  расширения  знаний  о  своих  интересах.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ