Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Слушать и слышать.

Библиотека

Слушать и слышать.

Автор: Соляникова Е. К., Логопед

Слушать  и  слышать.Речь  –  явление  социальное  и  служит  средством  общения  людей  друг  с  другом.  Своевременное  и  правильное  развитие  речи  является  необходимым  условием  формирования  личности  в  современном  мире.  Благодаря  речи  ребёнок  познает  мир,  накапливает  знания,  овладевает  нормами  поведения. 

Развитие  речи  ребёнка  начинается  ещё  до  того  момента,  как  он  произнес  первые  слова.  Вначале  малыш  учится  воспринимать  и  понимать  обращенную  к  нему  речь  близкого  взрослого.  Понимание  возникает  не  сразу.  В  младенческом  возрасте  (до  года)  ребёнок  реагирует  на  эмоциональную  и  интонационную  сторону  речи,  поэтому  обращение  к  нему  должно  быть  эмоционально  окрашенным,  мелодически  плавным,  подкрепляемым  телесным  контактом.  В  этом  возрасте  ребёнок  познает  окружающий  мир  в  большей  мере  через  ощущения  тела,  прикосновения,  объятия. 

Как  известно,  слуховое  восприятие  начинает  развиваться  ещё    внутриутробно  и  продолжает  развиваться  после  рождения,  поэтому  выразительное  чтение  стихов,  мелодичные  песенки  уже  в  раннем  возрасте  оказывают  положительное  влияние  на  дальнейшее  развитие  восприятия.  Особенно  благотворное  влияние  оказывают  именно  ритмические  произведения  –  стихи  А.С.  Пушкина,  П.П.  Ершова,  К.И.  Чуковского.  Уже  в  более  старшем  возрасте  ребёнок  учится  понимать  смысл  произносимой  речи,  но  чтобы  понимание  было  более  успешным  необходимо  начать  заботиться  об  этом  как  можно  раньше.  Современный  мир  наполнен  преимущественно  зрительными  образами:  телевидение,  интеренет,  яркие  рекламные  постеры,  и  в  целом,  жизнь  становится  всё  ярче  и  ярче.  У  человека  уходит  необходимость    напрягаться  и  представлять  образы  себе  в  голове,  когда  слышит  речь.  Но  пока  человек  общается  с  помощью  речи,  и  основой  является  II  сигнальная  система,  то  есть  человек  слышит  слово  –  возникает  образ.  Если  человек  не  готов  слушать,  то  есть  слуховое  восприятие  развито  слабо,  то  и  образы  слабые  и  общение  становится    скудным,  неинтересным,  и,  как  следствие,  ненужным.  Именно  поэтому  у  ребенка  важно  развивать  именно  восприятие  речи,  понимание  речи  на  слух.  Взрослым  необходимо  разговаривать  с  ребенком,  учить  рассуждать,  делать  логические  выводы. 

Например,  можно  играть    в  такие  игры: 

«Что  слышишь?»  -  какие  звуки  слышно  вокруг?  Можно  играть  на  улице,  дома,  в  лесу,  на  детской  площадке  и  т.д. 

«Четвертый  лишний»  -  предложить  на  слух  выбрать  и  назвать  лишний  предмет,  явление  и  прочее  из  4-х  предложенных. 

«Аналогии»:  например,  рыба  –  море,  зверь  -  …  (лес). 

«Цепочка  слов»  -  по  аналогии  игры  в  «Города»,  когда  последующее  слово  начинается  с  последнего  звука  предыдущего.  Это  могут  быть  просто  слова  или  заранее  определяется  тема,  к  которой  будут  относиться  все  подобранные  слова.

Игры  на  выделение  конкретных  звуков  в  слове  –  с  какого  звука  начинается,  на  какой  заканчивается,  считать  количество  слогов  (частей)  в  слове,  количество  слов  во  фразе  (предложении).

Слушать  и  слышать.При  обучении  чтению  ребенка  очень  важно  понимать,  что  чтение  –  это  не  процесс  складывания  букв  в  слово,  а  слов  в  предложение.  Чтение  –  это  способность  видеть  образно  то,  что  написано  графическими  символами,  поэтому  даже  когда  ребенок  научился  читать,  не  следует  переставать  читать  ему  вслух  в  любом  возрасте.  Слушая  выразительное  чтение  взрослого,  ребенок  полнее  воспринимает  услышанное,  у  взрослого  можно  спросить,  если  что-то  не  понял.  К  тому  же,  когда  родитель  и  ребенок  вместе  читают,  то  это  запоминается  как  эмоционально-позитивные  переживания  для  обоих,  что  в  будущем  способствует  большему  интересу  к  процессу  чтения.

Со  всеми  вопросами  об  особенностях  развития  речи  Вашего  ребёнка  Вы  всегда  можете  получить  бесплатную  консультацию  логопеда  в  ГБУ  «Областной  центр  социальной  помощи  семье  и  детям  «Журавушка».

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ