При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Слушать и слышать.
Автор: Соляникова Е. К., Логопед
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное развитие речи является необходимым условием формирования личности в современном мире. Благодаря речи ребёнок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.
Развитие речи ребёнка начинается ещё до того момента, как он произнес первые слова. Вначале малыш учится воспринимать и понимать обращенную к нему речь близкого взрослого. Понимание возникает не сразу. В младенческом возрасте (до года) ребёнок реагирует на эмоциональную и интонационную сторону речи, поэтому обращение к нему должно быть эмоционально окрашенным, мелодически плавным, подкрепляемым телесным контактом. В этом возрасте ребёнок познает окружающий мир в большей мере через ощущения тела, прикосновения, объятия.
Как известно, слуховое восприятие начинает развиваться ещё внутриутробно и продолжает развиваться после рождения, поэтому выразительное чтение стихов, мелодичные песенки уже в раннем возрасте оказывают положительное влияние на дальнейшее развитие восприятия. Особенно благотворное влияние оказывают именно ритмические произведения – стихи А.С. Пушкина, П.П. Ершова, К.И. Чуковского. Уже в более старшем возрасте ребёнок учится понимать смысл произносимой речи, но чтобы понимание было более успешным необходимо начать заботиться об этом как можно раньше. Современный мир наполнен преимущественно зрительными образами: телевидение, интеренет, яркие рекламные постеры, и в целом, жизнь становится всё ярче и ярче. У человека уходит необходимость напрягаться и представлять образы себе в голове, когда слышит речь. Но пока человек общается с помощью речи, и основой является II сигнальная система, то есть человек слышит слово – возникает образ. Если человек не готов слушать, то есть слуховое восприятие развито слабо, то и образы слабые и общение становится скудным, неинтересным, и, как следствие, ненужным. Именно поэтому у ребенка важно развивать именно восприятие речи, понимание речи на слух. Взрослым необходимо разговаривать с ребенком, учить рассуждать, делать логические выводы.
Например, можно играть в такие игры:
«Что слышишь?» - какие звуки слышно вокруг? Можно играть на улице, дома, в лесу, на детской площадке и т.д.
«Четвертый лишний» - предложить на слух выбрать и назвать лишний предмет, явление и прочее из 4-х предложенных.
«Аналогии»: например, рыба – море, зверь - … (лес).
«Цепочка слов» - по аналогии игры в «Города», когда последующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Это могут быть просто слова или заранее определяется тема, к которой будут относиться все подобранные слова.
Игры на выделение конкретных звуков в слове – с какого звука начинается, на какой заканчивается, считать количество слогов (частей) в слове, количество слов во фразе (предложении).
При обучении чтению ребенка очень важно понимать, что чтение – это не процесс складывания букв в слово, а слов в предложение. Чтение – это способность видеть образно то, что написано графическими символами, поэтому даже когда ребенок научился читать, не следует переставать читать ему вслух в любом возрасте. Слушая выразительное чтение взрослого, ребенок полнее воспринимает услышанное, у взрослого можно спросить, если что-то не понял. К тому же, когда родитель и ребенок вместе читают, то это запоминается как эмоционально-позитивные переживания для обоих, что в будущем способствует большему интересу к процессу чтения.
Со всеми вопросами об особенностях развития речи Вашего ребёнка Вы всегда можете получить бесплатную консультацию логопеда в ГБУ «Областной центр социальной помощи семье и детям «Журавушка».