Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   «Воспитанием дитя занимайтесь не шутя» (рекомендации для родителей)

Библиотека

«Воспитанием дитя занимайтесь не шутя» (рекомендации для родителей)

Автор: Ястребова Ольга Игоревна, Педагог-психолог

«Воспитанием дитя занимайтесь не шутя» (рекомендации для родителей)Наблюдая за детьми на игровой площадке, можно часто заметить, что один малыш толкает другого и вырывает у него игрушку из рук. Кто-то при этом просто отдаёт игрушку и берёт себе другую, а кто-то начинает громко плакать, обзывать обидчика или кидать в него другими игрушками, а то и вообще бросается с кулаками. А вот рядом компания, уже большие ребята, лет по 10 – 12, делят один велосипед на всех, здесь тоже и обзывательства, и толчки… Или вот ещё: родители пытаются увести из песочницы трёхлетнего малыша, а он в ответ кусает их, вырывается из рук, пинается и бьёт руками по всем частям тела, до которых достанет. Что общего в описанных ситуациях? На первый взгляд кажется, что это – поведение плохо воспитанных детей. На самом деле, причины гораздо глубже. Всё это – признаки агрессивного поведения.

Важно понимать что агрессия – это модель поведения, которая закладывается ещё в раннем детстве, и непосредственное влияние на неё оказывает ближайшее окружение. Родители не знают, как реагировать, и всё чаще обращаются к психологам с жалобами на агрессивное поведение детей.

Вот несколько аспектов, на которые нужно обратить внимание, прежде чем спешить к специалисту:

1. Обсуждение проблемных моментов в семейном кругу. Желательно избегать разговоров об агрессивности ребенка при посторонних людях, и уж тем более — при сверстниках. Это только повысит сосредоточенность ребенка на данной особенности своего характера, придаст чувство обреченности и неприятия себя значимыми близкими. Лучше вечером отвлечься от повседневных дел и спокойно обсудить трудности прошедшего дня. Вначале родители могут сами обозначать ситуации, о которых им поведал учитель или другие взрослые. Постепенно, с введением ежевечернего ритуала, ребёнок сам станет рассказывать о сложных моментах своего учебного дня.

2. Безопасное выражение эмоций. Научите детей выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: действиями, безобидными и безопасными для окружающих (при помощи игрушек или в рисунке, лепке, спорте и т.д.).

Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу «давать в глаз». Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь внимание родителей своим «ужасным» поведением.

Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его психическому и физическому здоровью.

«Воспитанием дитя занимайтесь не шутя» (рекомендации для родителей)3. Предложение альтернативы. Вместо запретов говорить о том, как нужно поступать. Часто родители говорят ребёнку о том, как не нужно делать, забывая сказать о том, как поступать правильно. В этом случае на помощь придут знакомые с детства книги, в которых рассказывается о правилах поведения детей в разных ситуациях. Это могут быть и провокационные «Вредные советы» Г.Остера, и интересные поучительные рассказы В. Осеевой, и народные сказки, после чтения которых следует обсудить, как правильно поступить в той или иной ситуации.

4. Анализ и оценка собственного поведения. Родителям важно проанализировать, как они сами ведут себя по отношению к ребёнку и остальным членам семьи. Очень важны тёплые отношения между родителями и ребёнком, постоянное их присутствие в его жизни.

5. Контроль взрослого за собственным поведением. Недопустимо применение физической силы в отношении кого бы то ни было (в т.ч. домашних и бездомных животных) на глазах ребёнка. Совершая эти действия, родители тем самым разрешают детям применять агрессию в отношении других.

6. Внимание к фильмам и играм детей. Родителям нужно обращать внимание на то, какие фильмы смотрит их ребёнок, в какие игры он играет. Большое влияние на формирование агрессивности как черты личности оказывают фильмы и компьютерные игры, в которых зачастую демонстрируется агрессивное поведение и жестокость. Есть много развивающих игр, познавательных мультфильмов и кино, которые могут послужить хорошей альтернативой, расширить кругозор ребёнка и побудить его поисковую активность в стремлении узнать больше об окружающем его мире, достижениях науки и т.д.

7. Сохранение спокойствия. Важно не терять самообладания. Если каждый раз, когда ребенок начинает громко обзываться, ругаться, драться, родители выходят из равновесия, то происходит подкрепление плохого поведения. Вскоре ребёнок поймет, что можно привлечь их внимание с помощью агрессивного поведения и будет прибегать к этому способу.

8. Безусловное принятие. Родителям важно понимать, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование и по-настоящему им необходимо не наказание или порицание, а понимание и помощь, умение близких людей услышать и поддержать их. Детям необходимо чувствовать, что они любимы и принимаемы. В этом случае очень важен тактильный контакт, адекватный возрасту – малыша можно поцеловать, прижать к себе, подростка – потрепать по макушке и т. д.

Если Вы чувствуете, что, даже следуя нашим советам, Вы не достигаете цели, и поведение Вашего ребёнка продолжает Вас беспокоить, Вы можете обратиться к специалистам ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка» для получения профессиональной помощи.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ