Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Загадка и её роль в воспитании детей

Библиотека

Загадка и её роль в воспитании детей

Автор: Захарова Юлия Александровна, Воспитатель

Загадка и её роль в воспитании детейЧеловек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир образно и многогранно, помогала совершенствовать человеческую мысль.

Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно: представления о мире облекались в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным. У некоторых народов в далеком прошлом бытовали «вечера загадок». Эти уроки помогали детям в форме игры усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности. И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многозначны. Загадки формируют у детей любовь к народному творчеству, родному языку, вводят в мир народной поэзии. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания.

Ослепительно ярок зимний пейзаж:

Пушистый ковер

Не руками ткан, не шелками шит,

При солнце, при месяце серебром блестит.

(Снег).

Хочется дать несколько советов, как научить ребенка отгадывать загадки, а возможно, и придумывать их самим:

1. Детей следует учить сознательно, отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения, знакомить с приемами отгадывания, учить объяснять и доказывать правильность отгадки.

2. Обучение умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разных красках, звуках, движении и изменении.

3. Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке. Например, загадки о транспорте:

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька

(Автомобиль).

 

Что за птица:

Песен не поет,

Гнезда не вьет,

Людей и груз везет?

(Самолет).

4. Нужны также знания, специально подводящие ребят к отгадыванию.

Можно понаблюдать за тем, как птицы вьют гнезда, муравьи сооружают муравейник, паук плетет паутину, чтобы сделать вывод, что птицы, насекомые строят свое жилище без рук, без инструментов.

Без рук без топорёнка

Построена избенка.

(Гнездо).

 

Мужички без топоров

Срубили избу без углов.

(Муравьи).

 

Висит сито,

Не руками свито.

(Паутина).

 

Наблюдая за изменением реки во все времена года, дети легко отгадывают загадку:

Летом бежит, зимой спит,

весна настала - опять побежала!

Очень много загадок построено на знаниях, которые получены в процессе труда и играх.

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом.

(Лопата).

5. Загадывая загадки, надо повторять их по нескольку раз, чтобы дети их лучше понимали. Наряду с наблюдениями и опытами, знания о признаках и свойствах предметов дети получают и закрепляют в дидактических играх.

Помимо фактических знаний, детям нужно знание языка, особенно умение понимать переносное значение слова. Источником таких знаний является художественная литература:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою. (А.Плещеев)

Уважаемые родители и педагоги, старайтесь чаще использовать загадки в развитии и воспитании детей, т.к. загадка развивает память, мышление, наблюдательность, воспитывает любовь к художественной литературе. Это особенно актуально, если ребенок много времени проводит за компьютерными играми.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ