Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   «Волшебные возможности сказки, знакомой с детства»

Библиотека

«Волшебные возможности сказки, знакомой с детства»

Автор: Ножина Дарья Андреевна, Педагог-психолог

«Волшебные возможности сказки, знакомой с детства»В любом возрасте, люди любой национальности любят слушать и читать сказки, которые издавна считалась особенным способом связи поколений, передачи ценного опыта и знаний. Именно сказки являются важным культурным наследием каждой страны, их сюжеты передаются из уст в уста, по ним снимают фильмы и мультфильмы, на их основе авторы пишут книги. Они наделены воспитательной функцией для малышей с самого раннего возраста.

В практической психологии направление сказкотерапии довольно молодой метод, который, однако, прекрасно зарекомендовал себя в работе, как с детьми, так и со взрослыми.

Почему ребенку легко работать со сказкой? Начиная с трех лет, ребенок живет в волшебном мире полном пока непонятных для него явлений, чудес и волшебства. Именно фантазия и сказка дает ребенку возможность испытать самую настоящую гамму человеческих чувств и эмоций. Персонажи сказки обладают положительными и отрицательными чертами, наблюдая за их приключениями, благородными и не очень поступками, ребенок учится оценивать ситуацию, осознавать, что такое добро и зло, сопереживать героям, чувствовать счастье и грусть. Сказка вносит порядок в хаотичный детский внутренний мир, развивает фантазию и воображение. Именно через сказку ребенок усваивает механизмы поиска и принятия жизненно важных решений.

«Волшебные возможности сказки, знакомой с детства»Существует несколько механизмов работы со сказкой:

  • Обсуждение уже существующей сказки. Так или иначе, у каждого ребенка есть любимая сказка, которую он просит читать родителя каждый день, а то и не один раз в день. Можно предложить ребенку обсудить сказку, выяснить, чем она заинтересовала его, найти любимых персонажей, посмотреть какими чертами характера они обладают, почему они совершают те или иные поступки. А после вместе с ним проиллюстрировать свою любимую сказку используя цветные карандаши, фломастеры или пластилин. Творчески воплощая любимый сюжет и персонажей, ребенок, накапливает для себя жизненно-важный опыт.
  • Самостоятельное написание — авторское повествование. Один из наиболее творческих способов работы со сказкой. Предложите ребенку с помощью взрослого самостоятельно написать свою собственную сказку. Придумать сюжет, описать персонажей и место действия. Такая творческая деятельность развивает мышление и воображения, она приносит удовольствие не только детям, но и взрослым.
  • Инсценировка готового произведения. Не так давно в нашей стране существовала практика домашних театров. На семейном совете выбиралось произведение, распределялись роли, вся семья готовила декорации, чтобы потом представить свое произведение родственникам и близкому кругу друзей. Проигрывание сказки для малыша будет интересной практикой, особенно если подготовка к спектаклю будет происходить в кругу самых близких для него людей, его мамы и папы.

«Волшебные возможности сказки, знакомой с детства»Сказкотерапию также успешно используют для диагностики, коррекции и профилактики детских страхов. Используя задания с элементами сказкотерапии, психологи и родители в работе с детьми могут достичь следующих результатов:

  • устранить страхи;
  • снизить тревожность и мнительность;
  • преодолеть нарушения самооценки, несобранность, медлительность;
  • искоренить трудности общения.

Для борьбы с детскими страхами лучше всего из указанных методов подойдет второй – написание собственной сказки. Предложите ребенку написать его собственную сказку, где главный герой обладает тем же страхом что и он сам. Это поможет перенести свой страх и пережить эмоции связанные с ним без какого-либо вреда. В сказке главный герой должен обязательно одержать победу. Подумайте вместе, что помогло главному персонажу, а что могло ему помешать. Обратите внимание на черты характера, которыми обладает ваш герой, можно ли их воспитать в себе самом.

Лучше отказаться от использования готовых терапевтических сказок, и написать свою собственную, так как это будет наиболее ценным опытом для ребенка. Он сможет наделить свою сказку теми чертами, особенностями, чудесами которыми захочет сам.

Желаем Вам творческих успехов в создании семейной книги сказок совместно с Вашим ребёнком!

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ