Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Особенности психологической реабилитации детей – жертв насилия в условиях социально-реабилитационных центров

Библиотека

Особенности психологической реабилитации детей – жертв насилия в условиях социально-реабилитационных центров

Автор: Синева Елена Борисовна, Педагог-психолог

По данным специалистов, изучающих причины проявления насилия по отношению к другим людям, обнаружилось на высоком уровне статистической достоверности, что насилие чаще всего совершают люди, имевшие опыт, пережитый ранее в роли жертвы (Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон и др.).

Дети, находящиеся в детских домах, центрах реабилитации более чем в 60% случаев – это дети, над которыми были совершены акты насилия. Следовательно, в их поведении можно наблюдать агрессивные реакции в непредвиденных ситуациях, при которых, окружающие могут пострадать эмоционально или физически.

В психологической литературе под агрессией понимается поведение, действие, направленное на нанесение вреда, ущерба другому. Термин «агрессия» подразумевает большое разнообразие действий человека.

«Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного оскорбления или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения .» [3.с.26]

Изучение форм агрессивного поведения детей и подростков, позволяет сделать вывод о том, что агрессия – это не просто проявление негативных эмоциональных реакций (хотя они, как правило, сопровождают прямые нападки на других), а это такие действия, в которых проявляются личностные качества, нравственная направленность. Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. отмечают, что процессы обучения и воспитания детей должны развивать умения контроля над своими агрессивными импульсами и способы выражения их в формах, приемлемых для данной общности людей. По проявлениям этих умений можно судить о социализации агрессии у данного ребенка. Механизмам социализации придается большое значение и в отечественной психологии, где под воздействием социальной ситуации развития, ее формирующего начала, человек активно строит и перестраивает свой внутренний опыт общения с окружающим миром (Л. С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин).

Н.С.Пантина, изучавшая возможности присвоения нормативных структур и их формирование во внутреннем опыте ребенка дошкольного возраста, отмечает, что индивидуальный процесс превращения внешней структуры во внутренние образования всегда сталкивается с трудностями освоения нового способа действия. Это связано с тем, что прошлый опыт, ставший стереотипом, как бы противоборствует, препятствует освоению нового. В связи с этим она ставит задачу: « воспитывать и обучать детей таким образом, чтобы у них не угасал интерес к …незнакомому, непривычному.» [6.c.32] Это приемлемо ко всем детям дошкольного возраста. А если ребенок пережил тяжелый травматический опыт и нашел свои механизмы защиты, которые спасали его, охраняли от насилия в том числе?.. То какова «оборонительная» сила данного знания… Какие же трудности ждут новый опыт с его иными смыслами и отношениями… - Поэтому долгим может оказаться путь педагога социозащитного учреждения к ребенку, его новой форме поведения в условиях отличных от прошлого, пережитого и воспитания, которую должен осознать каждый педагог и психолог. В психолого-педагогической реабилитации мы часто не получаем ожидаемого результата или он представляется кратковременными положительными изменениями в поведении ребенка, потом наступает возврат к прошлому. И работая с детьми, оказавшимися в трудной, жизненной ситуации, педагоги, психологи «опускают руки», отмечая свой труд, как нерезультативный.

Запорожец А.В., Неверович Я.З. указывают на длительность педагогического процесса при выработке у ребёнка дошкольника социальных навыков и привычек. Многократные повторения – одно из условий формирования желаемого действия. У детей «группы риска» особенно необходим многократный повтор формирующегося навыка, нравственное развитие происходит в несколько этапов, в процессе психолого-педагогической реабилитационной работы.

В условиях центра реабилитации ребёнок прибывает от 6 до 12 месяцев. В этот временной период возможно получение ребенком нового положительного нравственного опыта. Но, как показывает практика, он слабо проявляется, поскольку ребёнок осторожен, и не очень пока доверяет всему тому, что с ним происходит. Роль педагога, психолога – раскрыть начало адекватных проявлений в поведении ребёнка, поверить в его силы и грамотно выразить своё понимание к новому, позитивному чувству, поступку своего воспитанника.

Создать оптимистическую установку на ребенка, «забыть» о его недостатках, видеть только перспективные линии развития - именно в этом заключается основной смысл реабилитационной деятельности педагога, психолога, их профессионализм.

Одной из форм работы в данном направлении может стать ведение «коробки плюсов» (это сбор информации о позитивных проявлениях поведения и деятельности ребенка), содержание которой постоянно пополняется сведениями о достижениях воспитанников в разных видах деятельности (с четкой констатацией замеченного факта).

Данная форма работы имеет свою историю. Например, когда в колонию А.С.Макаренко приезжали новые дети, он устраивал акцию сжигания на глазах у всех старой одежды. Это служило символом прощания ребят со своей старой жизнью (так как в колонии не было принято вспоминать прошлые неудачи воспитанников). Или, например, прием «расклада», описанный А.С.Белкиным, в котором предлагается заводить на каждого ребенка карточку величиной с тетрадный лист, разделенный на две половинки. Слева надпись: «пассив», справа – «козыри». По мере знакомства и изучения ребенка внизу под каждым заголовком столбиком идут записи – характеристики. Когда «расклад» будет закончен, его внимательно изучают. Затем карточку разрезают, сжигая левую половинку, а правую оставляют (сжигают недостатки, а «козыри» - хранят). Такая позиция взрослого очень значима для ребенка, но она помогает и самому педагогу строить позитивные отношения с детьми. А так же именно такие знания о ребенке могут стать «открытыми» для других и их можно использовать в иных формах работы: 1) на консилиумах, 2) во время консультаций с родителями или попечителями, 3) при составлении психолого-педагогических характеристик.

Так при написании характеристик перед педагогом, психологом часто стоит вопрос: в какой последовательности, в каком объеме нужно отразить развитие психических процессов и личностных особенностей ребенка. Возможно, стоит серьезно задуматься над тем, чего больше в этих характеристиках: описания позитивных, агрессивных или негативных проявлений в поведении детей. Каковы цели их отражения. Почему нам так часто хочется скрыть от глаз другого то, что мы написали. Не потому ли, что отраженные нами «минусы» не всегда объективны. Ведь известно, что стандартных детей не существует, конкретный ребенок может чем-то не вписываться в нашу схему, не всегда оправдывать наши ожидания, и любая характеристика может быть только вехой на пути понимания особенностей ребенка, его индивидуальности. Тогда стоит ли знакомить всех с «левой» стороной тетрадного листа (где сосредоточен «пассив» ребенка). Если эти «минусы» являются характерной особенностью, они и так проявят себя, а может быть, заявят о себе в новой ситуации по-новому. Надо помнить, что дело не в количестве, а в качестве информации о личности ребенка и о специфике форм проявления его агрессивности и других негативных проявлений. Может быть именно «коробка плюсов» (или правая сторона тетради, там, где написаны «козыри») будет нашей помощницей и сможет отразить динамику развития, как ребенка, так и нашей с вами работы... Пусть они будут ориентиром для ребенка на «светлое будущее», ожиданием завтрашней радости и веры в себя.

Такова сила «ситуации успеха» - основы гуманизации обучения и воспитания, которую должен осознавать каждый педагог и психолог.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать.- М.:Просв.,1991.-с.176.
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм – Еврознак,2001
  3. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 1998.
  4. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон И. Нравственность, агрессия, справедливость //Элементы психологии. М., 1992.
  5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования /Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович – М., 1986, - НИИ дошк. воспитания АПН СССР.
  6. Пантина Н.С. Исходные элементы психических структур в раннем детстве//Вопросы психологии.1993.№ 3.
  7. Психология. Словарь /Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990.
  8. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие.- М. Московский психолого-социальный институт: Флинта,1998.
  9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение) - СПб.: Питер Пресс., 1997 г.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ