При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Я тебя вижу, я тебя слышу, чувствую и люблю!.. Несколько шагов на пути к пониманию с детьми для родителей, готовых учиться
Автор: Миронова Татьяна Владимировна, Педагог-психолог
Что мы знаем о наших детях? Порой нам кажется, что абсолютно все… Знаем, как смешно и кокетливо морщит нос с россыпью солнечных веснушек пятилетняя – уже такая взросла – Маринка… Настоящая маленькая женщина! Или как начинают закручиваться в хулиганские кудри волосы на затылке сына – набегавшегося с друзьями и наигравшегося в футбол… И озорной взгляд – серьезного будущего мужчины… Мы знаем, как они посапывают по ночам, ревут от разбитых коленок, играют с соседским котенком, таскают втихаря сладости и носятся на велосипедах… Какие любят мультики и истории - про динозавров и пиратов, принцесс и королей. Как болеют и как радуются самым простым вещам. Мы ведь тоже когда то – порой кажется – что совсем недавно, а порой – бесконечно давно – были просто ДЕТЬМИ… Другими, непохожими на нынешних… А в чем то – все равно похожих…
Чего же нам больше всего не хватало в нашем детстве? Вспомните себя… Игрушек? Красивой одежды?.. Пожалуй – нет… Больше всего нам не хватало свободного времени наших родителей, их внимания и сопереживания… Родителей - таких занятых на работе и прочими разными важными и насущными делами. Как хотелось порой – просто посидеть рядом или, крепко обнявшись, вспомнить наиболее яркие моменты совместно проведенного лета: с походами за грибами, рыбалками, купаниями…
Родители, приходя на консультации в отношении детей, часто задают один и тот же вопрос: скажите, ну что же нам делать?!!..
Предлагаем Вашему вниманию несколько РЕКОМЕНДАЦИЙ – простых по форме и одновременно - сложных, требующих серьезной душевной работы, если их соблюдать…
Позитив «+» |
Негатив « - » |
Проявлять положительные эмоции в отношении ребенка |
Пренебрегать ребенком и отвергать его |
Следовать инициативе ребенка |
Доминировать и подчинять своей инициативе |
Вести активный и конструктивный диалог с ребенком |
Отсутствие коммуникаций с ребенком |
Хвалить ребенка и одобрять его действия |
Принижать достоинства ребенка и недооценивать его способности |
Помогать ребенку сконцентрировать внимание |
Отвлекать ребенка и путать противоречивой стимуляцией |
Регулировать действия ребенка шаг за шагом |
Отношение «да пусть» |
Делиться с ребенком своими чувствами |
Отрицать и игнорировать свои чувства |
Объяснять особенности чувств и смысл переживаний |
Не разговаривать и быть равнодушным к переживаниям ребенка |
Углублять и обогащать переживания ребенка |
Говорить мало, только самое необходимое в данный момент |
Показывать связь событий, объясняя и рассказывая истории |
Не утруждать себя объяснениями |
Устанавливать границы допустимого |
Предоставлять ребенка самому себе |
Давать положительные примеры, указывая на альтернативы |
Негативное ограничение «Нет!» без объяснений |
Если хотя бы часть из вышеперечисленного Вам удается реализовывать в общении с Вашим ребенком уже сейчас – это замечательно, не останавливайтесь на достигнутом! Если нет – не отчаивайтесь, т.к. самое неприятное – неизвестность и растерянность - уже позади и Вы на верном пути, важно сделать хотя бы первый шаг.
Желаем удачи и творческого подхода!