Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Иппотерапия для детей с особенностями

Библиотека

Иппотерапия для детей с особенностями

Автор: Котова Елена Валентиновна, Воспитатель

Это  наилучший  метод  лечения  детей,  страдающих  детским  церебральным  параличом  (ДЦП),  не  только  потому,  что  двигательные  импульсы  лошади  приводят  к  двигательной  коррекции  всадника.  При  езде  на  лошади  к  всаднику  ритмично  и  постоянно  поступают  сигналы  для  коррекции  равновесия,  а  также  многообразные  сигналы  его  органам  чувств:  от  лошади,  работающих  с  ним  людей,  меняющегося  при  перемещении  в  пространстве  окружения.  Этот  метод  лечения  всегда  является  комплексным,  даже  когда  терапевт  делает  упор  на  тренировку  моторики.

Лошадь  способна  передавать  пациенту  движения,  которые  соответствуют  движениям  ходьбы  нормального  человека. 

Эффективность  такого  рода  терапии  доказана  рентгенологическими  и  электромиографическими  данными.

Иппотерапия  заметно  улучшает  состояние  пациентов  с  различными  формами  детского  церебрального  паралича  (ДЦП).  Большинство  статей,  написанных  врачами  и  физиотерапевтами,  которые  применяли  лечебную  верховую  езду,  касаются  поражений  головного  мозга  у  маленьких  детей. 

Иппотерапия  при  ДЦП  особенно  показана  детям  с  тяжелыми  двигательными  нарушениями  и  при  сочетании  двух  нарушений  и  более.  Как  правило,  такие  дети  не  могут  ходить  или  сидеть  самостоятельно,  т.е.  прикованы  к  инвалидному  креслу.  Они  не  способны  сохранять  равновесие  тела,  у  них  резко  нарушены  координация  и  пространственная  ориентация,  они  страдают  от  постоянных  тонических  мышечных  спазмов.

В  этих  случаях  иппотерапевт  ставит  перед  собою  задачу  улучшить  мышечный  тонус  и  контроль  над  положением  головы  и  туловища  с  помощью  такой  позиции  на  спине  лошади,  которая  подавляет  непроизвольные  сокращения  мышц  и  снижает  спастичность  приводящих  мышц.  Кроме  того,  иппотерапия  способствует  развитию  статических  и  динамических  рефлексов  равновесия,  улучшает  координацию  движений  проприоцепцию  (пространственную  ориентацию).  В  самых  тяжелых  случаях  ДЦП  физиотерапевт  сидит  позади  пациента  на  лошади,  которую  водят  по  манежу.

Восприятие  окружающего  мира  всегда  параллельно  движению,  начиная  от  самых  ранних  движений  глаз,  головки,  к  хватательным  движениям,  попыткам  сесть,  встать,  ползать  и,  наконец,  ходить.  Органы  чувств:  глаза,  уши,  нос,  как  и  тактильные  ощущения,  -  составные  части  процесса,  основная  роль  которого  принадлежит  вестибулярному  аппарату  -  органу  равновесия.

Пониженная  физиологическая  реакция  на  внешние  сигналы  может  быть  вызвана  их  недостатком,  двигательными  нарушениями  (т.е.  затруднениями  в  проявлении  этих  реакций,  дефектами  органов  чувств,  получающих  информацию,  или  нарушениями  функций  мозга  -  неправильной  обработкой  информации).  Лечение  имеет  целью  компенсировать  или  хотя  бы  частично  преодолеть  дефицит  восприятия.

Искусство  специалиста  состоит  в  том,  чтобы  предлагаемая  ребенку  нагрузка  была  бы  достаточно  напряженной  для  него,  но  не  превышала  бы  его  возможностей  на  данном  этапе.  Избыток  предлагаемых  ему  упражнений  на  восприятие  также  плох,  как  и  недостаток.  Нужно  гармонично  сочетать  специфическое  нейромоторное  воздействие  иппотерапии  с  тренировкой  сенсомоторных  навыков  для  приучения  ребенка  к  правильному  способу  овладения  двигательными  навыками,  что  позволит  им  в  дальнейшем  превращаться  в  психомоторные  навыки.

Пока  ребенок  учится  поддерживать  свое  равновесие,  сидя  прямо  на  идущей  шагом  лошади,  он  получает  массу  разнообразных  сигналов  от  лошади,  ее  движений  и  всего  окружающего  окружения.  Благотворный  результат  их  множественного  воздействия  основательно  доказан.

Ритмичность  движений  при  верховой  езде  создает  оптимальные  условия  для  тренировки  навыков  восприятия;  к  тому  же  концентрация  внимания  ребенка  на  игре  придает  автоматизм  его  двигательным  навыкам.  При  этом  вся  сфера  движений,  предлагаемых  конной  терапией,  предназначена  для  развития  самоощущения  тела,  осознания  правильных  его  размеров,  расположения  в  пространстве,  развития  умения  планировать  свои  движения,  их  меру  (размах),  координацию  правой  и  левой  сторон  тела  и  конечностей,  амплитуду  их  движения.  Кроме  того,  нагружаются  сенсорные  каналы  восприятия:  тактильные,  зрительные,  слуховые  и  вестибулярные.  Вдобавок  стимулируются  познавательные  и  распознавательные  умения.

Так,  чтобы  взять  в  руки  поводья,  держать  их  крепко  и  правильно  останавливать  лошадь  или  направлять  ее  движение,  требуется  некоторое  умение.  Учась  этому,  ребенок  учится  понятиям  «право»  и  «лево»,  учится  направлению.  В  процессе  верховой  езды  активизируются  кровообращение  и  дыхание,  в  ней  задействованы  почти  все  мышцы,  сухожилия,  связки  и  суставы  нашего  тела.  Это  особенно  важно  для  страдающих  аутизмом  детей,  которые  не  могут  стать  двигательно-активными  без  стимуляции  извне  -  не  считая  их  стереотипных  движений.

С  верховой  ездой  связаны  тренировка  общей  координации,  сохранение  равновесия  и  способности  реагировать.  В  большинстве  случаев  это  оказывает  позитивное  влияние  на  выделяющуюся  и  расстроенную  моторику  детей  с  аутизмом.

Во  время  общения  ребенка  с  лошадью  происходит  тренировка  органов  чувств  и  глубокой  чувствительности.  Через  органы  чувств  принимаются  разные  раздражения  и  накапливается  новый  опыт.  Например,  через  уши  воспринимается  фырканье,  жевание,  принятие  трензеля  ртом  лошади  и  последовательность  ее  шагов  при  движении  по  асфальту.  Глаза  видят,  как  лошадь  может  двигать  ушами,  чешет  себя,  поднимает  хвост,  когда  калится,  валяется  в  песке  и  тому  подобное.  Через  обоняние  можно  почувствовать  запах  конюшни;  некоторые  дети  нюхают  снаряжение  и  самих  лошадей.  Руками  можно  почувствовать  шерсть,  хвост,  гриву  и  копыта  лошади,  ощутить  тепло  ее  тела.  Через  мышечное  чувство  (кинестезию)  постоянно  заново  находится  равновесие  и  достигается  лучшее  чувство  баланса  тела.

Через  тренировку  органов  чувств,  более  осознанное  и  дифференцированное  восприятие  и  познание  собственного  тела,  своих  реакций  и  собственных  образов  поведения,  а  также  в  сравнении  с  этим  восприятие  визави,  возникает  возможность  улучшить  собственное  и  чужое  восприятия.

Возможности  установить  с  лошадью  контакт,  в  том  числе  физический,  дается  каждому  ребенку  в  зависимости  от  его  индивидуальных  возможностей  и  потребностей.

Верховая  езда  предъявляет  высокие  требования  к  детям  с  аутизмом,  потребность  которых  в  контроле  окружения  очень  сильна.  Окружение  новое  и  чужое,  лошадь  ведет  себя  не  стереотипно  и  в  начале  кажется  слабо  контролируемой;  она  определяет  цикл  соответственным  способом  движения,  своим  ритмом  и  непредсказуемыми  движениями,  например,  мотает  головой,  прислушивается,  останавливается.  Даже  минимальные  изменения  направления  или  темпа  движения  могут  вызвать  у  пациентов  неуверенность,  но  одновременно  это  создает  хорошее  тренировочное  поле,  так  как  в  большинстве  случаев  со  временем  радость  от  верховой  езды  перевешивает  неуверенность,  возникающую  вследствие  каких-либо  изменений.

Именно  лошадь  предлагает  себя  в  качестве  «познавательной  области»  для  контакта  и  эмоций  -  не  только  у  здоровых  детей,  но  и  у  детей,  имеющих  проблемы  в  этих  областях.  Через  свой  образ  поведения,  свои  качества  и  потребность  в  стабильном  окружающем  мире  вкупе  с  чувствительным  восприятием  всего  нового  лошадь  представляет  идеальное  тренировочное  поле  для  детей  с  аутизмом  -  не  в  последнюю  очередь  потому,  что  контакт  происходит  на  уровне  тела.  Другое  существо  (которое  не  является  человеком)  подводит  ребенка  с  аутизмом  к  его  страху;  он  учится  влиять  на  свой  окружающий  мир  -  говори:  лошадь  -  и  тем  самым  на  свой  страх,  который  часто  отражает  животное.

Лечебно-педагогическая  верховая  езда  идеальным  образом  связывает  для  детей  с  аутизмом  соприкосновение  внутреннего  психического  мира  и  реальности  на  уровне  действий.

В  Нижнем  Новгороде    набирает  популярность  иппотерапия  с  детьми  с  различным  спектром  нарушений  в  развитии.  Существует  несколько  конных  клубов  или  просто  частных  организаций  занимающихся  иппотерапией    с  детьми,  имеющими  нарушения  или  особенности  в  развитии.  С  одним  из  таких  конных  клубов  («Крейзи-пони»)  начало  сотрудничать  отделение  реабилитации  несовершеннолетних  с  ограниченными  возможностями  ГБУ  «Журавушка»  в  этом  году.  Родители  и  дети  с  удовольствием  начали  посещать  сначала  экскурсии    в  конный  клуб  для  установления  предварительного  контакта  со  специалистами  и  лошадьми.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ