Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Методы и приемы организации ситуации успеха, как одно из направлений повышения социализации воспитанников

Библиотека

Методы и приемы организации ситуации успеха, как одно из направлений повышения социализации воспитанников

Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед (радость от достигнутого). Радость возникает, если есть — успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности воспитателя состоит в том, что бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать каждому возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным. Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности. Всякий ли успех можно считать успехом? Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, других радует – стоит ли беспокоиться? В некоторых случаях – стоит. Важно, чтобы успех не был нужен лишь для внешнего эффекта или не превратился в самоцель. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей. Ситуация – это сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что человек способен организовать; переживание же радости, успеха – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда посторонних. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает и переживает, но не может докопаться до его источника, не всегда адекватно оценивает. Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности.

Банк ситуаций успеха

  1. Условия создания ситуации успеха
  • Доброжелательность окружающих: расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, инициирует активность субъекта.

Последнее можно повысить за счет высокой мотивации предлагаемой деятельности. «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.

  • Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».

Эта операция поддерживается другим воздействием.

  • Скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов субъекта.

Дружеское положительное подкрепление.

  • Авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…»
  • Персональная исключительность: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта.
  • Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.

Завершает систему педагогических операций

  • Оценка продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…».

 

  1. Приемы создания ситуаций успеха
  • Эмоциональные поглаживания. Воспитатель на занятии делает похвалу: «вы молодцы», «умницы», «ребята, я горжусь вами».

Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил воспитателю: «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя.

Подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность речи + корректность обращений + открытая поза и доброжелательная мимика = благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей

  • Прием «Даю шанс». Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию воспитатель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.
  • Прием «следуй за нами». Для младшего воспитанника воспитатель находит интеллектуального спонсора. Спонсор — значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями.

Наиболее эффективный путь — привлечь к интеллектуальному спонсорству старшего воспитанника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время младшему лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед другими детьми, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.

  • Прием «Заражение». «Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.

Формула управления процессом зарождения общей радости может выглядеть так: сбывшаяся (или неожиданная) радость воспитанника + поддержка педагога + «заражение» отдельных членов коллектива + поддержка воспитателем «зараженных» + расширение масштабов «заражения» + осознание своих действий каждым и всеми + появление новых стимулов к саморазвитию интересов = общей радости.

  • Прием «Отсроченной отметки». Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о движении вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!
  • Прием «Эврика». Секрет приема прост: заключается «в стремлении воспитателя разбудить мысль воспитанников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества» (Амонашвили Ш. А.).

Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя какое-то задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.

Заслуга воспитателя будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Ребенок, особенно младший, который имеет уже какой-то накопленный интеллектуальный запас, но не может им по-настоящему воспользоваться, напоминает заведенный пружиной познания, механизм, которому нужен первоначальный толчок. «Успех открытия не может возникать на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения…» (Сухомлинский В. А.).

  • Прием «Интеллектуальная инверсия» (изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: воспитатель получает знания, передает их воспитанникам, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у воспитанников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале группы.

Формула: потенциал воспитателя рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» детские потенциалы, воспитатель должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост воспитанников, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.

 

  1. Действия воспитателя, обеспечивающие ситуацию успеха:
  • Не заостряйте внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юморапри общении.
  • Проявляйте интерес и великодушие к своим воспитанникам.
  • Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте «персональную исключительность»
  • Аргументируйте необходимость ваших действий; ту отметку, которую вы даёте воспитаннику.
  • Оценивайте действия воспитанников с акцентом на детали.
  • Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им свое мнение.
  • Не высказывайте недовольство воспитаннику при всей группе, не применяйте угрозы.
  • Помните, что вы, как педагог, формируете личность воспитанников и частично несете ответственность за их дальнейшую судьбу.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ