При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Как научить ребенка выражать свои чувства
Автор: Киреева Е.А., Педагог-психолог
Вспомните как часто на своих консультациях вы говорите родителям что такое «Безусловное принятие», «Безусловная любовь»....Мы, психологи, прекрасно понимаем, что безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный отличник, помощник и так далее, а просто за то что он есть.
В наше современное время самое сложное в воспитании ребенка — это способность выслушать его излияния. Но это еще не все. Нужно еще и вникнуть в то, о чем говорит ребенок, а так же определить, что он может испытывать. Кроме того, очень важно дать ребенку запас слов для описания его внутренней реальности, проще говоря «назвать его чувство». Для этого я предлагаю несколько очень интересных игр и упражнений.
Упражнение «Эмоции». Основная идея игры состоит в том, чтобы определить и назвать: а) эмоцию, которая будет переживаться участниками в определенной ситуации; б) партнера по игре, который переживает такую же или другую эмоцию, что и сам игрок в определенной ситуации.
В ходе игры участникам раздаются наборы карточек. Играющие получают разъяснения относительно того, какая эмоция графически изображена на каждой карточке. В нашем случае используются следующие карточки: радость, удивление, горе (страдание), страх, гнев (ярость), презрение (отвращение). Увеличение количества карточек, как показывает опыт, вряд ли целесообразно.
Затем проводится пробный тур. Выбирается главный участник (угадыватель). Психолог объявляет ситуацию, в которую условно попадает каждый из участников, например: «За контрольную работу по математике вы получаете оценку «5» с двумя плюсами». Участникам необходимо выложить на игровой стол обратной стороной (чтоб никто не видел) карточку с изображением того эмоционального состояния, которое возникнет у участника в данной ситуации.
Согласно одной из приведенных ниже инструкций психолога главный участник должен назвать:
Затем карточки открываются. В случае, если игрок верно смог выполнить инструкцию, он получает 1 очко, если ошибся – минус одно очко. Далее зачитывается новая ситуация и т.д. Результаты игры фиксируются психологом. По итогам игры называется самый «проницательный» игрок.
Примерный список ситуаций для проведения игры «Эмоции».
Быстрый темп игры, необходимый в начале, чтобы участники поняли правила игры, в дальнейшем может вызвать ощущение усталости из-за однообразия процедуры. Желательно, чтобы ведущий мог прокомментировать результаты тура и организовать их обсуждение, а также необходимо иметь реальные примеры из жизни с реальными фактами и реакциями обычных людей.
(продолжение следует)