Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Как научить ребенка выражать свои чувства

Библиотека

Как научить ребенка выражать свои чувства

Автор: Киреева Е.А., Педагог-психолог

Вспомните как часто на своих консультациях вы говорите родителям что такое «Безусловное принятие», «Безусловная любовь»....Мы, психологи, прекрасно понимаем, что безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный отличник, помощник и так далее, а просто за то что он есть.

В наше современное время самое сложное в воспитании ребенка — это способность выслушать его излияния. Но это еще не все. Нужно еще и вникнуть в то, о чем говорит ребенок, а так же определить, что он может испытывать. Кроме того, очень важно дать ребенку запас слов для описания его внутренней реальности, проще говоря «назвать его чувство». Для этого я предлагаю несколько очень интересных игр и упражнений.

Упражнение «Эмоции». Основная идея игры состоит в том, чтобы определить и назвать: а) эмоцию, которая будет переживаться участниками в определенной ситуации; б) партнера по игре, который переживает такую же или другую эмоцию, что и сам игрок в определенной ситуации.

В ходе игры участникам раздаются наборы карточек. Играющие получают разъяснения относительно того, какая эмоция графически изображена на каждой карточке. В нашем случае используются следующие карточки: радость, удивление, горе (страдание), страх, гнев (ярость), презрение (отвращение). Увеличение количества карточек, как показывает опыт, вряд ли целесообразно.

Затем проводится пробный тур. Выбирается главный участник (угадыватель). Психолог объявляет ситуацию, в которую условно попадает каждый из участников, например: «За контрольную работу по математике вы получаете оценку «5» с двумя плюсами». Участникам необходимо выложить на игровой стол обратной стороной (чтоб никто не видел) карточку с изображением того эмоционального состояния, которое возникнет у участника в данной ситуации.

Согласно одной из приведенных ниже инструкций психолога главный участник должен назвать:

  • карточку, которую положило большинство участников;
  • карточку, которую не положил никто из участников;
  • имя участника, выложившего одинаковую с ним карточку.
  • имя участника, положившего другую карточку.

Затем карточки открываются. В случае, если игрок верно смог выполнить инструкцию, он получает 1 очко, если ошибся – минус одно очко. Далее зачитывается новая ситуация и т.д. Результаты игры фиксируются психологом. По итогам игры называется самый «проницательный» игрок.

 

Примерный список ситуаций для проведения игры «Эмоции».

  • Самая неприятная учительница в школе дарит вам коробку конфет и обещает помочь на экзаменах.
  • В общественном транспорте вам сильно наступили на ногу.
  • Вам прислали приглашение посетить Америку.
  • Незнакомый человек на улице, улыбаясь, говорит вам: «Привет!»
  • Просыпаясь, вы обнаруживаете, что находитесь в совершенно незнакомом для вас месте.
  • Вам предлагают выставить свою кандидатуру на выборах.
  • Президент России поздравляет вас с Днем рождения.
  • Вы проваливаете экзамен, контрольную.
  • В жуткий гололед вы падаете и получаете перелом ноги.
  • Мама (папа) объявляют вам, что поступать вы будете только в тот вуз, который был выбран ими, так как там работают их знакомые и поэтому...
  • Вы случайно разбиваете самую красивую и дорогую вещь в доме.
  • Нищий навязчиво просит у вас милостыню долларами.
  • Вы видите, как вор залезает в карман прохожему.
  • В окно комнаты влетает, разбив стекло, шаровая молния.
  • Люди настойчиво убеждают вас в скором конце света.
  • Внезапно объявляют, что через день у вас экзамен, контрольная по незнакомому предмету.
  • У вас берут интервью на улице.
  • Мама (папа) внезапно не пускает вас на вечеринку из-за того, что в доме полный беспорядок.
  • Вы потеряли большую сумму денег
  • По дороге в школу вам перебегает дорогу черная кошка.

Быстрый темп игры, необходимый в начале, чтобы участники поняли правила игры, в дальнейшем может вызвать ощущение усталости из-за однообразия процедуры. Желательно, чтобы ведущий мог прокомментировать результаты тура и организовать их обсуждение, а также необходимо иметь реальные примеры из жизни с реальными фактами и реакциями обычных людей.

(продолжение следует)

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ