Региональная программа Нижегородской области

«Бесстрашное детство»

http://бесстрашное-детство.рф


Библиотека

Дети солнца

Автор: Воеводина Алла Михайловна, Зав. отделением реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями

Занятия  в  нашем  отделении  реабилитации  для  детей  с  ограниченными  возможностями  посещают  очень  разные  дети  с  особенностями  развития  (дети  с  аутизмом,  эпилепсией,  расстройствами  личности  и  поведения,  дети  с  тяжелыми  интеллектуальными  нарушениями,  дети  с  синдромом  Дауна  и  т.д.). 

Об  одних  из  них  хотелось  бы  рассказать  поподробнее,  о  детях  с  синдромом  Дауна,  которых  за  их  добрый  нрав  иногда    называют  «солнечные  дети».

Синдром  Дауна  –  это  результат  хромосомного  расстройства,  обычно  проявляющийся  в  наличии  лишней  хромосомы  в  каждой  клетке  тела  ребенка.  И  по  мере  развития  ребенка  все  клетки  будут  расти  из  первой  клетки,  и  все  они  будут  содержать    лишнюю  хромосому.  Хотя  у    всех  детей  своеобразный  тип  лица,  но  все  равно  они  похожи  на  своих  родителей  и  родственников.  Новорожденные  с  этим  диагнозом  встречаются  с  частотой  1:500.  В  настоящее  время  точных  причин,  влияющих  на  появление  в  семье  ребенка  с  синдромом  Дауна  нет.  Мальчики  и  девочки  рождаются  с  одинаковой  частотой.  На  современном  этапе  развития  науки  полностью  вылечить  синдром  Дауна,  то  есть  убрать  лишнюю    хромосому  из  каждой  клетки  ребенка  невозможно.

  У  большинства  детей  формирование  всех  психических  процессов  происходит  медленно  (развитие  речи,  мышление,  восприятие,  память  и  т.д.),    у  многих  нарушена  крупная  и  мелкая  моторика,  поэтому  для  того  чтобы    ребенок  с  синдромом  Дауна  успешно  рос  и  развивался,  ему  с  самого  раннего  возраста  необходима  помощь,  представляющая  собой  определенный  комплекс  специальных  мероприятий,  направленных  на  поддержание  общего  состояния  здоровья  и  стимуляцию  развития.  К  сожалению,  в  нашей  стране  очень  долгое  время  детей  с  синдромом  Дауна  считали  необучаемыми,  предлагали  родителям  отказаться  от  своих  детей  впоследствии  помещая  их  в  специальные  интернаты  и  детские  дома.  Поэтому  методические  наработки  и  программы  развития  детей  с  синдромом  Дауна  разработали  зарубежные  специалисты.  Самая  известная  из  программ  развития  это  «Маленькие  ступеньки»,  созданная  М.  Питерси  и  Р.  Трилором.

Очень  важно,  как  можно  раньше  начать  активную  стимуляцию  интеллектуального  развития  малыша.  В  настоящее  время  научно  подтверждено  и  доказано,  что  у  детей  с  синдромом  Дауна:  хорошее  зрительное  восприятие  и  хорошие  способности  к  наглядному  обучению,  включающие  способности  выучить  и  использовать  знаки,  жесты  и  наглядные  пособия;  дети  способны  обучаться  по  индивидуальным  учебным  планам  и  на  практических  занятиях;  способны  выучить  написанный  текст  и  пользоваться  им;  способны  учиться  на  примере  сверстников  и  взрослых,  стремятся  копировать  их  поведение,  то  есть,  подражая  им,    дети  могут  учиться  как  вести  себя  в  бытовых  ситуациях,  как  играть,  как  двигаться,  как  дружить.

В  настоящее  время  дети  с  синдромом  Дауна  в  нашей  стране  живут  и  воспитываются  в  семьях,  посещают  дошкольные  учреждения,  учатся  в  школах,  но  дальнейшее  развитие  всех  полученных  навыков  и  знаний  в  сфере  профессиональной  и  трудовой  подготовки,  а  также  подготовки  к  самостоятельной  жизни    на  государственном  уровне  нет. 

Многие  дети,  окончившие  школу,  находятся  дома,  постепенно  теряя  ранее  приобретенные  навыки  и  знания.  Развитием  этой  сферы  в  основном  занимаются  общественные  организации  и  сообщества  родителей  или  Благотворительные  фонды,  которые  организуют  центры  или  адаптационные  квартиры  для  обучения  молодых  людей  с  синдромом  Дауна  самостоятельной  жизни. 

В  других  странах  после  окончания  школы  молодые  люди  с  синдромом  Дауна  активно  участвуют  в  общественной  жизни  общества,  учатся  в  колледжах  или  получают  начальное  профессиональное  образование.  Это  позволяет  им  найти  работу  в  самых  разных  областях.  Они  работают  помощниками  воспитателей,  выполняют  разную  техническую  работу  в  офисах,  работают  в  кафе,  супермаркетах,  играют  в  кино  и  театре.

И  так  как  потребности  одинаковы,  а  возможности  все  же  ограничены,  нужно  помочь  детям  с  синдромом  Дауна  развить  их.  Эти  дети  имеют  те  же  права,  как  и  любые  другие  дети,  поэтому  никакое  государственное  учреждение  не  может  заменить  им  родительской  любви,  участия,  тепла  семейной  обстановки,  эмоционально-безопасного  окружения  окружающего  мира  и  жизни  в  обществе.

 

По  материалам  Благотворительного  фонда  «Даунсайд  Ап»  www.downsideup.org