Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Занятие с элементами тренинга для подростков «Идём на контакт»

Библиотека

Занятие с элементами тренинга для подростков «Идём на контакт»

Автор: Варлова Ольга Владимировна, Педагог-психолог

Цель:  установление  контакта,  формирование  элементарных  навыков  взаимодействия  на  основе  самопринятия,  самораскрытия  и  принятия  других.

Задачи:

  • Создание  атмосферы  раскованности  и  свободы  общения  между  участниками;
  • Создание  климата  дружеской  безопасности;
  • Создание  предпосылок  для  безболезненного  вхождения  подростков  в  коллектив  или  группу  сверстников;
  • Формирование  предпосылок  для  сознательного  принятия  подростком  ответственности  за  развитие  своего  “Я”  и  отношений  с  другими  людьми;
  • Формирование  образа  референтного  взрослого  (помощь  которого  принимается  во  время  занятий);
  • Помощь  в  осознании  потребности  подростка  во  взаимодействии  с  другими;
  • Предоставление  возможности  моделировать  и  опробовать  новые  формы  поведения.

 

Ход  занятия

Ведущий  рассказывает  о  задачах  и  правилах  работы  группы,  организуя  диалог,  чтобы  убедится  в  том,  что  его  правильно  понимают.

Ведущий:  Попробуйте  сосредоточиться  на  следующих  задачах:

  • начать  строить  свои  отношения,  разрешая  возникающие  конфликты  с  пользой  для  себя  и  для  других;
  • понять,  что  с  вами  происходит,  чем  вызвано  то  или  иное  отношение  окружающих  к  вам  или  ваше  к  ним;
  • создавать  самого  себя  и  влиять  на  свою  жизнь.

 

Я  введу  несколько  правил  поведения  и  работы  в  нашей  группе:

  • проявлять  активность  и  ответственность;
  • быть  не  только  активным  слушателем,  но  и  принимать  постоянное  участие  в  работе;
  • не  обсуждать  то  что  происходит  в  группе,  за  её  пределами;
  • ничего  не  придумывать,  не  врать,  т.е.  быть  откровенным  и  искренним;
  • говорить  только  о  себе  и  от  своего  лица  (“Я  думаю”,  “Я  чувствую”  и  т.п.)
  • участник  группы,  который  не  хочет  отвечать  на  вопрос  или  участвовать  в  конкретном            упражнении,  может  сказать  “Стоп!”  и  таким  образом  исключить  себя  из  участия.

Игра  “Снежный  ком”  (5  мин)

Каждый  участник  группы,  стоящий  в  круге  перед  тем,  как  назвать  свое  имя,  повторяет  все  имена,  которые  были  названы  перед  ним.  Имена  могут  быть  настоящими  или  вымышленными.  Главное,  чтобы  они  были  одинаковыми  на  первом  и  втором  занятиях.

 

Игра  “Назови  своё  имя”    (с  элементами  психодраматизации,  10  мин)

Каждый  участник  группы  по  кругу  произносит  свое  имя  сначала  ласково,  а  затем  грубо.

Лучше  ,  если  начнет  эту  игру  сам  ведущий,  чтобы  было  понятно.

 

Игра  “Чемпионат  борьбы  на  пальцах”  (15  мин)

По  команде  ведущего  участники  группы  произвольно  разбиваются  на  пары.  Ведущий  объявляет  о  начале  необычного  соревнования-  чемпионата  борьбы  на  пальцах.  С  помощью  одного  из  членов  группы  ведущий  показывает,  как  происходит  поединок.  Большой  палец  правой  руки  поднимается  на  верх  (знак  “во!”),  остальные  четыре  захватывают  пальцы  соперника.  Задача  каждого  игрока-  производя  энергичные  движения  большим  пальцем,  увернуться  от  нападения  соперника  и  прижать  его  большой  палец  к  боковой  стороне  указательного.  Победители  проводят  поединки  между  собой  до  появления  абсолютного  чемпиона.

Игра  мгновенно  разряжает  напряженную  обстановку  в  группе,  снимает  усталость  и  задает  мажорный  тон  работе.

 

Игра  “Колпак”  (10  мин)

Ведущий  :  Колпак  мой  треугольный.  Треугольный  мой  колпак.  А  если  не  треугольный  то  это  не  мой  колпак.

Затем  вместо  слова  “колпак”  ведущий  предлагает  всем  дважды,  в  соответствии  с  количеством  слогов  в  слове,  слегка  похлопать  себя  по  голове.  А  само  слово  не  произносить.  Все  вслед  за  ведущим  проделывают  это.  Когда  кто-то  хлопает  себя  по  голове  невпопад,  то  это  вызывает  смех.

Далее  ведущий  предлагает  заменить  жестом  следующее  по  порядку  слово-  “мой”.Вместо  слова  “мой”  предлагается  показать  на  себя.

Так  последовательно  меняются  на  жесты  все  слова,  причем  слово  “треугольный”-в  два  приема.  Сначала  вместо  слога  “тре”  все  выбрасывают  по  три  пальца  вперед,  а  потом  вместо  оставшейся  части  слова  “угольный”  каждый  выпячивает  локоть.

 

Игра  “Маски-шоу”  (1ч)

Вступление

Ведущий.  Шекспир  сказал:  “Весь  мир-  театр.  В  нем  женщины,  мужчины  –  все  актеры…И  каждый  не  одну  играет  роль.”  Действительно,  очень  часто  мы  можем  услышать  в  свой  адрес  или  в  адрес  другого  человека:  “Он  так  изменился.  Не  похож  сам  на  себя”.  Случается,  что  человек  редко  или  часто,  по  желанию  или  по  принуждению  надевает  на  себя  маску,  т.е.  примеривает  к  себе  определенный  стиль  отношений,  характер,  манеру  общения  и  т.д.  Попрошу  вас  ответить  на  два  вопроса:

  • Был  ли  в  вашей  жизни  опыт  примерки  маски  к  себе  и  каковы  от  этого  впечатления,  чувства,  эмоции?
  • Оправдано  ли  надевание  человеком  масок  или  лучше  и  легче  всегда  оставаться  самим  собой?

В  действительности  мы  часто  надеваем  маски.  Но  очень  важно  надеть  маску  по  размеру,  не  сливаться  с  ней  полностью,  отделять  себя  от  того  характера,  который  примерил.  Не  стоит  надевать  маску,  в  которой  не  сможешь  поднять  голову.  Хотя  бы  немного,  но  она  должна  соответствовать  твоему  внутреннему  “Я”.Очень  важно  научится  пользоваться  маской.

Сегодня  мы  не  только  будем  примерять  маски  ,  но  и  распознавать  их.  Это  тоже  очень  важно.  Возьмите  себе  по  одной  маске,  на  обратной  стороне  которой  написано  её  название.  Маску  не  раскрывайте.  После  того  как  я  расскажу  все  правила  игры,  вам  будет  дано  некоторое  время,  чтобы  надеть  маску  и  вести  себя  в  соответствии  с  ней.  Продумайте  свои  движения,  позы,  мимику,  речь,  характер,  манеру  общения  и  т.д.  имена  остаются  те,  которые  вы  выбрали  на  наши  занятия.

 

Задание  для  всех

Ведущий.  Каждому  участнику  нужно  определить  маску  другого.  По  ходу  действия  можно  создать  тестовые  ситуации  для  определения  –  кто  есть  кто.  Предположим,  все  мы  участники  конференции  “Искусство  перевоплощения”.  Конференция  будет  проходить  в  городе  Н.  В  этот  город  можно  добраться  только  на  автобусе.  Первое  что  нам  предстоит,  -  это  ожидание  автобуса.  Все  маски  подходят  к  автобусу  по  очереди,  знакомятся,  выясняют,  его  ли  это  группа;  ждут  экскурсовода,  которым  буду  я.

Рассаживание  в  автобусе

Ведущий.  Там  есть  удобные  места  и  неудобные  места  у  окна,  сзади  и  т.д.  ваше  поведение  должно  соответствовать  вашей  маске.  Помните  об  этом  на  протяжении  всего  действия.  На  месте  прибытия  нас  ждет  размещение  в  гостинице.  Номера  двух-  и  трехместные.  Напоминаю  что  вам  предоставляется  возможность  создавать  тестовые  ситуации,  чтобы  распознать  маски.  Пользуйтесь  этим.  Наконец  пройдёт  конференция.  На  которой  будут  “расколдованы”  маски.  Вы  можете  высказываться  по  каждой  маске.  Если  название  маски  совпадает  с  предложенными  вариантами,  то  будем  считать,  что  маска  расколдована.  Если  нет,  то  попросим  снять  маску  и  назвать  себя.  Затем  каждый  из  вас  вернувшись  в  себя,  может  поделиться  своими  чувствами,  пояснить,  насколько  маска  соответствовала  его  внутреннему  “Я”.

Подумайте,  можно  ли  применить  эту  роль  для  общения  в  жизни,  насколько  она  эффективна?

Действия  экскурсовода

  • Перекличка  в  автобусе.
  • Остановки:  по  просьбе,  у  ларька,  туалета.  Отдых  на  воздухе.
  • Размещение  в  гостинице:
  • двух-,  трехместные;
  • на  одного  человека  нет  места,  и  его  нужно  подселить  в  трехместный  номер  четвертым;
  • путаница  с  багажом:  двое  перепутали  одинаковые  сумки.

Рефлексия  и  окончание  занятия

Ведущий.  Прошу  поделиться  своими  впечатлениями  об  игре.  Общее  обсуждение  с  использованием  следующих  вопросов:

  • Что  ты  чувствовал,  когда  надел  маску?
  • Что  тебе  больше  понравилось  в  твоей  маске,  а  что  не  понравилось?  Почему?
  • Что  ты  чувствовал,  когда  видел  другого  в  маске?  Почему?
  • О  чём  тебе  было  трудно  говорить  и  что  делать?

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ