Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Социально-коррекционные программы, направленные на профилактику насильственных отношений в паре «родитель – ребенок»

Библиотека

Социально-коррекционные программы, направленные на профилактику насильственных отношений в паре «родитель – ребенок»

В последнее время педагогам - психологам на очном консультировании все чаще приходится искать ответы на неоднозначные вопросы родителей: "Я не понимаю своего ребенка, что делать?", "Ребенок меня не желает слушать!", "Мы с женой не можем договориться, как воспитывать ребенка". Количество таких вопросов неуклонно растет. У кого-то это связано с отсутствием педагогической грамотности членов семьи, у кого-то с отсутствием реального времени, отводимого на общение с членами семьи, в том числе с детьми, у кого-то с перенасыщением и несистематизированным поглощением популярной психологической информации, дающей кажущиеся ответы на вопросы. И практически все обратившиеся хотят изменить поведение ребенка "чужими руками", чтобы с ребенком поработали квалифицированные педагоги и психологи, и он стал другим. И многие организации, как частные, так и государственные, предоставляют такую возможность. Только результат далеко не тот, которого ждут родители. Ведь в семье мы рождаемся и живем, постоянно ощущая ее присутствие вокруг нас, и именно она является стартовой площадкой полноценного развития ребенка. Нормально функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого его члена. Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять потребности друг друга в личном и духовном росте. Для семей с детьми, не начавшими трудовую деятельность характерны самые различные проблемы и нарушения. Основные источники нарушений жизнедеятельности семьи в это время - перегрузка супругов, перенапряжение их сил, необходимость перестройки их духовных и эмоциональных взаимоотношений. А нарушения жизнедеятельности семьи обычно приводят к неэффективности супругов в роли родителей. Что порождает клубок проблем, с которыми и приходят родители за помощью к специалистам. И психолог, по возможности, рассказывает им, как лучше взаимодействовать с детьми. Сначала это индивидуальные консультации, затем - семейные консультации. Но более действенным этапом является проведение тренингов, на которых лучше усваивается информация и отрабатываются навыки. А если на такие занятия приходит вся семья, то и самостоятельный анализ внутрисемейной ситуации проходит ярче.

Специалистами "Центра социальной помощи семьи и детям" была разработана и опробована комплексная программа «Наука быть семьей" по созданию помогающей среды родителям, воспитывающим детей-дошкольников. Программа была сориентирована на проблемы гиперактивности, дефицита внимания детей-дошкольников, так как частота обращений родителей, имеющих детей с данными проблемами, составляла 35% от общего числа обратившихся, и именно эти дети являются постоянным источником конфликтов для педагогов и сферой беспокойства для родителей.

Цель программы: повышение психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих гиперактивных детей.

Задачи:

  • обучение навыкам отделять свои проблемы от проблем ребенка;
  • выражение своих истинных чувств без страха получить осуждение;
  • нахождение более конструктивных решений трудностей и проблем;
  • предоставление возможности в процессе «здесь и теперь» сопоставить субъективную картину отношений с ребенком с реальной;
  • предоставление возможности получения консультаций специалистов: психотерапевта, педагога, детского психолога;
  • предоставление возможности семье принять участие в различных формах проведения досуга.

Основная форма проведения занятий – практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия родителей с детьми. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом, кроме того, в работе используются игры, практические упражнения. Некоторые упражнения выполняются на каждом занятии и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу, благоприятный психологический климат, помогает отследить степень усвоения материала.

Целевая группа:

Программа рассчитана на родителей (опекунов, прародителей) детей-дошкольников столкнувшихся с проблемами взаимодействия с гиперактивным ребенком. Набор в группу осуществляется с привлечением СМИ (объявления в местных газетах, на ТВ, на сайте «Центра социальной помощи семье и детям г.Арзамаса»), а также с очных консультаций педагогов-психологов ЦСПСД, рекомендующих семьям такую форму работы.

Условия реализации программы

  1. Занятия проводятся в группах численностью от 6 до 12 человек.
  2. Параллельно должны проводиться занятия в детской группе.
  3. Необходимо обеспечение всех участников раздаточным материалом, а если это невозможно, необходимо, чтобы помещение было оснащено доской и стендом для размещения плакатов.
  4. Занятия проводятся в кругу. Стулья должны быть удобными, а их число должно соответствовать количеству участников. Стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом.
  5. Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо свободное пространство.
  6. Для проведения некоторых упражнений необходим ковер или большой стол.
  7. Также предполагается наличие канцтоваров: бумаги, ручек по числу участников, 20 карандашей, краски;
  8. Модули, платки - 2, скакалки - 2, мяч.
  9. Методический материал: таблицы "Язык принятия и непринятия", "Невербальные признаки хорошего и плохого отношения к нам людей", карточки с "Ты-сообщениями", рисунок для отработки умения давать лаконичные инструкции.
  10. Костюмы для новогоднего представления.

 

Содержание деятельности

Программа рассчитана на 14 занятий, что соответствует количеству занятий программы для детей.(см. "Я все смогу") Занятия проходят 1 раз в неделю длительность занятия 2 часа. Группа является открытой. В ходе первичной диагностики используется тест Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений", диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификации DSM - IY, выявляющий уровень чрезмерной активности, импульсивности, развития внимания у ребенка. Далее используются вопросник мини-мульт Березина Ф.Б., Мирошникова М.П., оценивающий свойства личности родителя, вопросник САН для выявления динамики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Кроме того, на занятии №8 проводится промежуточное анкетирование, выявляющее актуальность информации для группы и дополнительный запрос. На предпоследних занятиях проводятся упражнения для выявления степени достижения цели, поставленной программой и завершения работы группы. Так же в программу включены два общих занятия, которые проводятся совместно с детской группой. Кроме того, одно занятие посвящено встрече с психотерапевтом и одно – встрече с педагогами и психологом, работающими с детьми. Праздничные занятия, посвященные Дню мам и Новому году или Дню 8 Марта и спортивному мероприятию на природе, в зависимости от полугодия проведения занятий. После каждого занятия родители получают домашнее задание, помогающее отрабатывать навыки, полученные детьми и родителями на занятиях.

Ожидаемые результаты.

Из ожидаемых результатов следует выделить сплочение группы, формирование дружеских связей между членами группы, желание и попытки оказывать помощь в решении некоторых проблем семьи. В нашей практике примерами тому служат дружба семей Г. и С., зачисление детей в один класс по просьбе родителей, совместное празднование семейных праздников. Или дружба семей Ю. и К., совместное проведение досуга, помощь в подготовке старшего ребенка Ю. к посещению детского сада, т. к. мама К. является воспитателем коррекционной группы детского сада. Кроме того, формирование адекватной самооценки родителя, повышение активности, настроения в ходе занятий. Выработка навыков, помогающих осуществлять мышечный контроль, распределять и концентрировать внимание. А также навыка активного слушания, общения при помощи "Я-сообщений", "Временного языка", применения "Языка принятия". Формирование умений отделять свои проблемы от проблем ребенка, договариваться и принимать участие в совместной деятельности "ребенок - взрослый", давать лаконичные инструкции, а так же помогающих справиться с гневом. Также в ходе занятий выявляется уровень гиперактивности, импульсивности, развитости внимания ребенка; особенности внутрисемейных отношений.

 

Литература:

  1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - Спб.: Речь, 2007.
  2. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как?-Спб.: Речь, 2003.
  3. Гринберг С. Н., Савельева Е. В., Вараева Н. В., Лобанова М. Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. - Спб.: Речь, 2007.
  4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – Спб.: Издательство "Речь", 2006.
  5. Макаров И. В. Лекции по детской психиатрии. - Спб.: Речь, 2007.
  6. Нельсон - Джоунс Р. Теория и практика консультирования - Спб.: Питер, 2001.
  7. Психологические тесты - 1. Коновалов В. Д., составление. М: Светотон, 1996.
  8. Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3 - 6 лет: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005.
  9. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005.
  10. Шефео Ч., Кэрри Л. Игровая семейная психотерапия. - Спб.: Питер, 2001.
  11. Широкова Г. А., Жадько Е. Г., Практикум для детского психолога/ Серия "Психологический практикум". Ростов н/Д: "Феникс", 2004.
  12. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - Спб.: Питер,2001.

Скачать файлы:

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ