Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Что толкает ребенка за порог? (продолжение)

Библиотека

Что толкает ребенка за порог? (продолжение)

Автор: Киреева Е.А., Педагог-психолог

3 упражнение. Представьте себя с вашим ребенком в этой волнительной и причиняющей вам беспокойство ситуации. Когда вы будете четко представлять все это, подумайте о вас обоих и одновременно о доме, в котором вы живете, о тех, кто еще живет с вами.

А теперь включите в эту картину ваших ближайших соседей. Подумайте о том кусочке земли и о тех домах, которые находятся по соседству, обо всех людях, которые в них живут, чтобы теперь в вашем представлении оказались вы, ваш подросток и все люди, живущие поблизости от вас.

Когда эта картина станет достаточно четкой, сделайте следующий шаг и подумайте о всем районе, в котором вы живете, о вас, вашем ребенке и всех тех сотнях и тысячах родителей и детей, а также других людей, живущих, работающих, взаимодействующих на всем этом большом пространстве земли.

Расширяя созданное представление, подумайте обо всей стране, миллионах людей и семей, миллионах квадратных километров земли, о ее многочисленных городах и огромных просторах. Продолжая эту мысль, представьте теперь всю нашу Землю с ее материками и океанами и всех живущих на ней людей.

Продвигаясь еще дальше, подумайте обо всей нашей Солнечной системе огромном пылающем Солнце и всей массе планет, их спутниках и космической пыли, медленно вращающихся вокруг Солнца. Вообразите теперь галактику в целом все скопище солнечных систем, разбросанных друг от друга на такие расстояния, что без изумления нельзя даже думать о них. И, наконец, попробуйте представить себе всю Вселенную миллионы галактик во всех направлениях, конца и предела которых не мог еще вообразить себе ни один человек.

Теперь, продолжая удерживать в уме ощущение всей этой необъятности бытия, вернитесь назад, чтобы вновь подумать о ваших трудностях с ребенком, и определите соответствующее ей место и значение в этой схеме мироздания.

Поймите, что, конечно же, ваша проблема вполне реальна и осязаема; но в то же время во всей этой огромности и безмерности бытия вы вполне можете предположить, что она как-то разрешится сама, вне зависимости от того, что вы при этом будете делать.

ЗАТЕМ: Представьте, что вы видите, как ваш ребенок совершает конкретный поступок. Как только вы сделаете это, вы почувствуете тот прежний, знакомый вам эмоциональный толчок смесь беспокойства, гнева и беспомощности, означающий примерно следующее: "Я должен что-то сделать; но из того, что я могу предпринять, нет ничего, что было бы эффективным".

Затем представьте, что вы припоминаете: ответственны за это поведение теперь не вы, а ваш ребенок, и вы не должны больше испытывать этот неприятный эмоциональный толчок.

 

Ощущение облегчения и свободы как от сброшенного со спины груза начнет разливаться по всему вашему телу.

В заключение хочется сказать вам, что Вы не одиноки. Буквально сейчас тысячи родителей проходят через то же самое, что и вы; а еще больше родителей испытали все это в прошлом.

Скорее всего, вы не нанесете никакого ущерба своему ребенку даже в том случае, если думаете о себе с чувством вины как о "плохом родителе". В детях, как и в людях вообще, заключена огромная сила, которая побуждает их жить, и именно эта сила определяет какими они станут.

По этой причине мы просим вас на некоторое время отодвинуть в сторону беспокойство по поводу происходящего в отношениях с ребенком кризиса. Решая вопрос о том, как повести себя во взаимоотношениях с ребенком, откажитесь от желания подтолкнуть, направить его или ее к тому, что вы хотите в данном конкретном случае. Вместо этого спросите себя: "Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным принимать свои собственные решения?"

 

Советы и рекомендации

  1. Главный совет родителям: с подростками надо ВСЕГДА обращаться как с взрослыми людьми, как с равными себе! Создайте с ребенком партнерские отношения. Практикуйте «Общение на равных».
  2. Не стоит угрожать подростку, что выгоните его из дома (или уйдете сами), если он сделает что-то не так. Ваш девиз: «Без обвинений и телесных наказаний».
  3. Совместно планируйте досуг. Подростки готовы посещать любые секции за компанию. Организуйте такую компанию, пусть даже для этого вам придется заплатить за абонемент друга или подружки.
  4. Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Дайте ребенку выговориться! Более того, делитесь тем, что происходит с вами, спрашивайте иногда совета у подростка.
  5. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то важным.
  6. Не осуждайте подростка, а поддерживайте его в любых высказываниях.
  7. Не пытайтесь решить проблему силой.
  8. Постарайтесь собирать и отмечать «Про себя» сведения о друзьях, увлечениях, местах, где ребенок любит бывать.
  9. Не впадайте в переживания и тем более в истерику. Лучше проанализируйте, почему сыну или дочери было неуютно с вами. Быть может, что-то изменилось в отношениях взрослых?
  10. И самое главное. Ребенок принял решение – получите от этого удовольствие! Научитесь этому!

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ