Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Обычные «необычные дети»

Библиотека

Обычные «необычные дети»

Аутизмом, или нарушением аутистического спектра (НАС), называется целая группа нарушений в развитии, затрагивающие все области развития ребенка. Аутизм может затруднять жизнь в обществе, в частности общение с другими людьми: для кого-то это будут только небольшие сложности, другим же понадобиться серьезная и длительная программа помощи.

Сложности людей с аутизмом могут проявляться в разной степени в трех основных областях – это нарушение социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации и повторяющиеся, стереотипные образцы поведения (ограниченный круг интересов и форм поведения). Кроме того, часто нарушения аутистического спектра сопровождаются трудностями в обучении различной степени выраженности.

Раньше бытовало заблуждение, что дети и взрослые с аутизмом никогда не смотрят в глаза другим людям. Сейчас это не относят к обязательным симптомам, однако многие люди с аутизмом могут избегать взгляда глаза в глаза.

Люди с аутизмом по-другому реагируют на происходящее, учатся и концентрируют внимание. Проявляются эти особенности в очень раннем детстве и остаются с человеком на всю жизнь.

Например, ребенок с аутизмом может:

  • Не уметь играть «понарошку» (с элементами сюжетной или ролевой игры);
  • Не использовать указательный жест, чтобы показать свой интерес к чему-либо (а когда хотят получить что-то, тянут руку другого человека к этому предмету, вместо того, чтобы указывать пальцем);
  • Не смотреть на то, что показывает им другой человек;
  • Не проявлять особого интереса к сверстникам и их занятиям;
  • Предпочитать играть в одиночку;
  • Не обращать внимания на обращенную к нему речь людей, но при этом чутко реагировать на другие звуки
  • Интересоваться людьми, но не знать, как с ними играть, говорить и взаимодействовать
  • Увлекаться повторяющимися, стереотипными играми (раскручивание, разглядывание предметов, рассматривание пальцев и пр.)
  • Повторять услышанные слова или фразы вместо того, чтобы пользоваться речью для общения;
  • Иметь трудности при выражении своих потребностей с помощью слов, жестов или действий;
  • С трудом адаптироваться к изменениям в ежедневных рутинных делах (распорядок дня, маршрут движения, смена активности и т.д.)
  • Необычно реагировать на новые вкусы, запахи, звуки или ощущения.

Кроме этого часто у детей отмечается повышенная чувствительность к сенсорным стимулам (тактильным, слуховым и зрительным), наблюдается повышенная тревожность, нарушения сна и аппетита, желудочно-кишечные расстройства, вспышки гнева, иногда сопровождающиеся самоповреждениями.

Часто в обществе бытует мнение что аутизм возникает от недавно сделанных прививок, или от того что с ребенком мало занимались, что аутизм можно вылечить полностью с помощью аппаратов. Но до сих пор ученые не знают точной причины аутизма. Однако доказано, что аутизм не возникает из-за неправильного подхода родителей к воспитанию детей. Также полностью отвергнуты идеи о том, что эти дети сознательно отказываются от правильного социального поведения, и поэтому их можно заставить вести себя в соответствии с социальными нормами и правилами.

Генетических анализов подтверждающих или отрицающих аутизм не существует. Диагноз «аутизм» ставят в результате наблюдения за поведением ребенка и беседы с родителями.

Но необходимо все – таки напомнить, что ребенок с нарушениями аутистического спектра – прежде всего ребенок, и главное в чем он нуждается – это теплое семейное окружение. Как и все обычные малыши, дети с аутизмом любят своих родителей, учатся строить отношения с близкими людьми, отличают их от других людей, скучают и переживают расставание, радуются встречам. Разница лишь в том, что чувства и переживания такого ребенка бывает труднее понять, но это не значит, что он испытывает меньше эмоций, чем остальные дети.

За последние несколько лет число детей, которым поставили диагноз «аутизм» возросло практически во всем мире. Этот рост объясняется появлением новых знаний об аутизме, изменением диагностических критериев и повышением осведомленности профессионального сообщества и не связан с прививками или загрязнением окружающей среды. На сегодняшний день считается, что нарушения аутистического спектра у детей встречаются чаще, чем синдром Дауна, церебральный паралич и онкологические заболевания.

Все дети с аутизмом разные, у всех разная история, разный темперамент, и трудно представить себе двух похожих детей с аутизмом.

Хотя и аутизм полностью излечить невозможно, но отдельные симптомы и расстройства поведения, а также их выраженность могут меняться в зависимости от возраста и программы помощи. Такие программы направлены, прежде всего, на нормализацию жизни людей с нарушениями аутистического спектра и их адаптацию в обществе. Кроме того они помогают справляться с проблемами, которые часто встречаются у людей с аутизмом (гиперактивность, трудности с концентрацией внимания, импульсивность, агрессивное поведение, самоповреждающее поведение, гиперчувствительность к звукам или прикосновениям, трудности в еде, расстройства настроения и аффекта), развивают возможности лучшей сморегуляции.

Если правильно подходить к таким детям, заниматься с ними, то они могут хорошо приспособиться к жизни. Но необходимо все-таки напомнить, что ребенок с нарушениями аутистического спектра – прежде всего ребенок, и главное в чем он нуждается – это теплое семейное окружение. Как и все обычные малыши, дети с аутизмом любят своих родителей, учатся строить отношения с близкими людьми, отличают их от других людей, скучают и переживают расставание, радуются встречам. Разница лишь в том, что чувства и переживания такого ребенка бывает труднее понять, но это не значит, что он испытывает меньше эмоций, чем остальные дети.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ