Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Общение со сверстниками в раннем возрасте (продолжение)

Библиотека

Общение со сверстниками в раннем возрасте (продолжение)

Автор: Быстрова Е.В., Психолог

На третьем году жизни у ребенка наблюдается суще­ственный и довольно постоянный интерес к другим детям и истинно социальное взаимодействие со свер­стниками. Активность ребенка возрастает вне дома, а исключительная сосредоточенность на членах семьи и на матери временно ослабевает.

Общение ровесников — это осо­бая сфера социальной жизни малыша, имеющая и сходство с его обще­нием со взрослым, и свои отличия. Оно складывается позже, чем обще­ние со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими партнерами, ведь законы общения едины для всех людей независимо от их возраста.

Взаимодействие детей этого возраста уже является общением на основе следующих критериев:

  • проявление внимания и интереса к сверстнику;
  • эмоциональное отношение к сверстнику;
  • стремление привлечь внимание сверстника;
  • чувствительность к поступкам сверстника.

Общение детей раннего возраста друг с другом происходит с помо­щью различных действий, анализ которых позволил выделить четыре основные категории:

  1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту»

Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и ко взрослым, и даже к неодушевленным предметам. Такое отношение свойственно детям, которые пришли в детский сад сразу, как только им исполнился один год.

  1. Действия со сверстником как с игрушкой

Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, потрогать за нос, похлопать по лицу. Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми.

  1. Наблюдение за другими детьми и подражание им

К этой катего­рии действий (характерных как для общения с детьми, так и со взрослы­ми) относятся взгляд глаза в глаза, улыбки, вербальные формы общения.

  1. Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом

Эта категория действий является специ­фической для детского общения и, как правило, не используется при кон­тактах «взрослый — ребенок». Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.

Таким образом, если для детей 1—1,5 лет в большей степени харак­терно отношение к сверстнику как к объекту действий, то ближе к 3 го­дам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотноше­ниях с ровесником. После 1,5 лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным. Все чаще и чаще дети обнаруживают поведение, харак­терное для 3-й и 4-й категорий.

Примерно с 1,5 лет дети начинают бояться незнакомых детей. Они могут переставать играть, прятаться за маму и даже плакать при приближении других детей. К 2-2,5 годам эта тревога при встрече других детей проходит.

Совместные действия между детьми второго года жизни еще не но­сят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затуха­ют, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игруш­ки. Но, тем не менее, интерес к сверстнику постепенно растет.

Примерно в 1,5 года происходят значительные изменения в обще­нии между детьми. Действия с ровесниками как с неодушевленным предметом идут на убыль, бурно нарастает доля инициативных актов, рассчитанных на то, чтобы заинтересовать собой сверстников, одновременно обостряется и чувствительность малышей к отношению сверстников.

К концу второго года жизни дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие. Игрушки и предметы, находящиеся рядом с общающимися детьми, отвлекают их от общения и снижают эффективность взаимодействия друг с другом.

На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения – яркая эмоциональность, раскованность и раскрепощение детей. Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.

Дети раннего возраста начинают интересоваться, соревноваться друг с другом, учатся выражать свои чувства. Становление общения растягивается на два долгих года. Этот процесс складывается во многом стихийно. Однако участие в нем взрослого, знающего особенности развития этой стороны жизни ребенка, может дать положительные результаты, ускоряя момент возникновения общения малышей.

Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Однако присутствие взрослого при установлении контакта между детьми может отвлечь малышей от непосредственного взаимодействия друг с другом, так как в этом случае дети будут стараться любыми путями обратить внимание взрослого на себя.

Главная задача взрослых – привлекать внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалить детей в присутствии их сверстников, подчеркивать их достоинства. При таком поведении взрослых дети будут с большим интересом относиться к совместному общению: чаще улыбаться, доброжелательнее относиться друг к другу. Стремиться вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще будут возникать совместные игры. А это, в свою очередь, будет способствовать психическому развитию ребенка. Потому что игра, как мы говорили в предыдущих статьях, является ведущей деятельность в психическом развитии ребенка-дошкольника.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ