Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Азбука общения. Давайте говорить друг другу комплименты

Библиотека

Азбука общения. Давайте говорить друг другу комплименты

Автор: Молькова Елена Васильевна, Зав. отделением социальной реабилитации

Комплимент особая форма социального одобрения, которой люди выражают своё позитивное отношение к человеку, его делам, словам, работе или просто проявляют радость встречи.

Следует различать комплимент и похвалу. Хвалит человек, социально вышестоящий. Мать хвалит ребёнка за хорошее поведение, учитель хвалит ученика за успехи в контрольной работе, начальник хвалит подчиненного за хорошо выполненную работу. Комплимент уместен как между равными или независимыми (социально не связанными) людьми, так и между социально неравными, правда, при соблюдении определенной осторожности (чтобы не впасть в крайности: лесть или похвалу).

Комплимент - это своеобразная положительная оценка, признание заслуг. Многие люди ошибочно считают, что признавая совершенные достижения, мы тем самым мешаем человеку стремиться дальше. Но чаще именно безразличие к достижениям не дает людям развиваться (ведь все равно никто ничего не заметит). Говоря комплименты, мы показываем людям, что видим их успехи, ценим их. А то, что находит положительный отклик у окружающих, обычно легче повторить, чем то, что осталось проигнорированным. Несколько добрых слов ничего не стоят нам, но обычно очень ценны для тех, кому мы их говорим.

Сложность комплимента заключается в том, что он должен "оценивать" то, что важно для оцениваемого. Кроме того, комплимент должен быть коротким, иначе он превратится в восторженное восхваление, не всегда приятное для слушателя. А чтобы он не прозвучал "дежурно", уточните, что именно вызвало ваше одобрение. Даже банальное "ты хорошо выглядишь" прозвучит совсем иначе, если добавить личный момент "ты хорошо выглядишь, просто по-весеннему!"

Не стесняйтесь обратиться к человеку по имени. Говоря "именной" комплимент, вы подчеркнете свое внимание к человеку, укажите, что именно он, а не кто-то другой, предложил тот проект, который приняли в дальнейшую работу.

Говорите комплименты не только по поводам (например, в честь дня рождения), а просто так. Комплимент, сказанный между делом, к слову, при встрече в коридоре часто воспринимается (да и является) куда более настоящим, чем праздничное "восхваление", когда положено говорить добрые слова, вот все и говорят.

Но главное правило комплимента - искренность. Говорить комплимент имеет смысл только в том случае, если вы действительно хотите сказать человеку что-то хорошее. Комплимент, сказанный через силу или по обязанности, будет воспринят как неискренний, и радости человеку не принесет. Более того, вас могут заподозрить в подхалимстве или лицемерии. Доброе слово должно идти от души, только тогда оно обрадует и вас, и того, кому вы его сказали.

Отдельное мастерство - принятие комплимента. Основная ошибка - принижение своих достоинств ("да что Вы, это платье совсем старое, лет пять в гардеробе валялось" или "да это разве пироги, вот в прошлый раз было...") такая реакция иногда объясняется неуверенностью в себе. Отсюда смущение, растерянность. Теряются иногда и от того, что не умеют принимать комплименты, не знают, что сказать и как ответить. Прежде чем смущаться, отказываться от внимания собеседника, подумайте, что ваше нежелание принять его слова обижает или, как минимум, вызывает недоумение. Так что, если человек хочет поделиться с вами вниманием и добротой, не отказывайтесь. Лучше просто поблагодарите или ответите взаимным комплиментом. А можно честно сказать: приятно, что оценили, заметили, сказали...

Не бойтесь говорить комплименты, ведь каждое доброе слово приносит в мир чуть-чуть теплоты.

Три добродетели просвещают ум: во-первых, когда христианин ни в каком человеке не видит худого. Во-вторых, когда делает добро тому, кто делает ему зло. В-третьих, когда с покорностью переносит все скорби и бедствия.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ