Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Ранний возраст: общение со взрослым

Библиотека

Ранний возраст: общение со взрослым

Автор: Быстрова Е.В., Психолог

Ранний возраст: общение со взрослымРебенок второго года жизни проявляет свои интере­сы в трех основных направлениях: в интересе к матери или человеку, ко­торый ухаживает за ним, в изучении окружающего пространства, в овла­дении новыми двигательными навыками. В общении со взрослым ребенок не просто наблюдает за ним, а уже старается привлечь и удержать его вни­мание, особенно если выполнение какой-то задачи становится трудным для ребенка. В этом случае взрослый используется как опора.

Большую роль в формировании будущих отношений между ребен­ком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрос­лых в период раннего детства. Именно в этот период формируется ран­няя детская привязанность. Считается, что для полноценного развития малыша необходимо тесное взаимодействие с одним человеком, обыч­но с матерью. Если эти отношения носят эмоционально положитель­ный характер, то у ребенка формируется ранняя детская привязанность. Психологи под привязанностью понимают эмоциональный вид общения, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимостью от него. Привязанность — это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирую­щихся потребностей ребенка в безопасности и любви. Ранняя детская привязанность является необходимым усло­вием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в фор­мировании детской личности. Привязанность ребенка к матери скла­дывается постепенно в процессе взаимодействия младенца и взрослого.

Результаты длительных исследований психологов доказали влияние ранней детской привязанности на становление многих позитивных ка­честв личности и черт характера. Так, дети, отличающиеся надежной привязанностью в возрасте 18 месяцев, позднее (в двух - и пятилетнем возрасте) более умело обращались с игрушками и более свободно обща­лись со сверстниками, чем другие малыши. В период обучения в началь­ной школе дети с высокой степенью привязанности проявляли большее упорство в учебе и более эффективно взаимодействовали с одноклас­сниками. Эти дети отличались более высоким уровнем развития позна­вательных процессов и проявляли больший интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

 

Помимо исключительной формы привязанности (привязанности к матери) существует еще и множественная форма привязанности, кото­рая возникает в том случае, если за ребенком ухаживает сразу несколько человек. Эта форма привязанности также оказывает позитивное влия­ние на психическое развитие ребенка. В любом случае тесные эмоцио­нальные контакты ребенка с родителями будут способствовать станов­лению более эффективных взаимоотношений подрастающего человека с окружающими его людьми.

Из выделяемых четырех форм общения для детей раннего возраста характерны только две:

  • ситуативно-личностное общение. Оно характерно и для младенцев, и для детей раннего возраста. Это, как правило, сиюминутное взаи­модействие ребенка и взрослого. Ребенок нуждается прежде всего в эмоциональном контакте.
  • ситуативно-деловое общение. Эта форма общения возникает толь­ко в раннем возрасте. У ребенка возникает потребность не только в эмоциональном контакте с мамой, но и в сотрудничестве. Ма­лыш осваивает пространство, знакомится с новыми предметами, и взрослый помогает ему в этом, показывая, как можно действо­вать с игрушками, предметами быта и т. д.

У ребенка после 1,5 лет появляется стремление к самостоятельности, но он все еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении но­вых предметов и видов деятельности. Ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью.

Общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей дея­тельностью, но роль его все еще очень велика. Общение «выступает как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для ов­ладения общественными способами употребления предметов». Деловой мотив становится главным мотивом об­щения. Если ребенку уделяют мало внимания в плане общения с ним, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрос­лые пытаются предвосхитить любой запрос малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную невербально (без слов), ребенок также не будет стремить­ся к овладению навыками речевого взаимодействия.

Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, взрослому необходимо знать некоторые возрастные особенности детей. Так, ребе­нок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем содержащие запреты, поэтому слово «нельзя» часто ос­тается без внимания малыша. На третьем году жизни ребенок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлека­ет внимание малыша. Дети с удовольствием слушают все, о чем говорят старшие между собой, кроме того, они увлекаются сказками или стиха­ми, которые читают им взрослые.

Таким образом, физическое, познавательное и эмоциональное разви­тие ребенка во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с малышом.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ