Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Методическая разработка занятия «За свои поступки каждый отвечает сам»

Библиотека

Методическая разработка занятия «За свои поступки каждый отвечает сам»

Автор: Варлова Елена Васильевна, Воспитатель

Цель: Профилактика жестокого обращения среди воспитанников Центра.

Задачи:

  • Способствовать развитию у воспитанников чувства ответственности.
  • Воспитывать толерантное отношение к себе и окружающему, навыки самосознания и самовоспитания.
  • Содействовать формированию умения анализировать свои поступки, положительные и отрицательные черты характера.

Ход занятия

  1. Сообщение темы и цели занятия

Сегодня мы проведем занятие на неизвестную пока вам тему. В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить высказывание французского

писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.

  • Как вы понимаете это высказывание?
  • Как вы думаете, о каком качестве человека мы будем сегодня говорить? (об ответственности)
  • Чему мы будем учиться? (Учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки)
  1. Основная часть

Вся наша жизнь состоит из череды поступков: хороших, плохих.

  • Как вы понимаете слово поступок? Что это такое? (Высказывания детей)
  • Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и посмотрим, какое определение слову поступок даётся в нём?

Поступок – это совершённое кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, взрослые люди? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают наше поведение окружающие?

  1. Притча. Обсуждение

Было это давным-давно в старинном городе. Один ученик решил подшутить над своим учителем, он поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у учителя, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет, что живая, я сомкну ладони, и бабочка погибнет, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и она улетит». Когда ученик пришёл к учителю и спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая», учитель был мудрым человеком и ответил «Всё в твоих руках...»

  1. Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.
  • Что такое ответственность? Когда возникает это чувство?

(Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия.)

  • Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия, каких действий можно исправить?

(Убийство, предательство, казнь; опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-то).

  • Какие качества характера свойственны ответственному человеку? На доске написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.

(Честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.)

  • Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

(Ответы воспитанников).

  • Как вы понимаете пословицу?
  • Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  1. Решение проблемных ситуаций.

1 группа. К чему может привести безответственное решение врача?
2 группа. К чему приведет безответственное решение пилота?
3 группа. К чему приведет безответственный поступок шофера?

  • Какой вывод можно сделать из этого?

Вывод: Безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем.

  • Легко ли быть ответственным?

Очень часто мы не задумываемся о том, что человека можно обидеть одним лишь словом.


Одна из древних легенд гласит...


В древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя. Однажды царь пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них 3 блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Вы велели купить самое лучшее, а что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось царю и его гостям. Чтобы испытать Эзопа, приказал царь в следующий раз приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. Эзоп отправился на базар и купил... языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять? «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть на свете что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил царя и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

  • Почему задумались гости?
  1. Итог занятия
  • Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком?

(учиться отвечать за свои поступки, за свои слова).


Серьезное отношение к жизни начинается с сознательного решения взять на себя ответственность. Такое решение мы принимаем не раз, его принимаем много раз в течение своей жизни.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ