Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Папа может!

Библиотека

Папа может!

Автор: Блохина Е.А., Психолог

Родительское поведение мужчины является по своей сути социальным и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом определяется опытом собственной социализации мужчины в родительской семье, тем, какую модель отцовства демонстрировал в семье его отец.

В большинстве семей в воспитании детей основную роль играет мама. Из ее тела ребенок выходит, ее он держится первые месяцы жизни. Потом мама берет на себя основные функции по уходу за ним. А что же папа? К сожалению, многие отцы довольствуются второстепенной ролью в воспитании ребенка, не понимая, насколько их слово и общение с ними бывает важно для подрастающего поколения.

Наиболее распространенной до недавнего времени была традиционная модель отцовства, в которой отец — кормилец, глава семейства, за которым последнее слово, пример для подражания и непосредственный наставник в общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего сына.

Чтобы понять особенности нынешних отцов, следует рассмотреть изменения, происходящие с семьей в обществе. Изменения, связанные с семьей, наметились еще в 1960-е годы, когда резко возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа — главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях ответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, успешно конкурирующие с мужчинами на производстве и в профессиональной карьере. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, и тогда перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

В чем же разница между материнским и отцовским воспитанием? С точки зрения Э.Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской более требовательная. Это любовь, которую ребенок якобы должен заслужить. Но отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Фромм считает, что для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и его ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.

Согласно представлениям другого психолога А.Адлера, роль папы в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

Новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Психологи отмечали, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, папы предпочитают делать это в игровой манере. При этом они играют с детьми иначе, чем мамы. Папы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка. Они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, качают на ноге, кружат, катают на спине.

Мамы же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. Интересно, что с самого раннего возраста малыши при виде отца тянутся к нему и поднимают брови. Это означает, что если папа здесь, значит, будем играть. В ходе одного эксперимента малышам предоставлялась возможность выбора партнера по играм, и они, как правило, предпочитали вместо мамы папу. Вероятно, это было связано с тем, что папы инициировали более подвижные игры.

Если папа с младенчества установил эмоциональную связь со своим ребенком, то ему не составит труда быть в контакте с ним и в более позднем возрасте. Эти ступеньки взросления, по которым пойдет малыш, окажутся для папы продолжением его жизни, а не пустым звуком для отстраненного наблюдателя. Небезразличные папы имеют больше влияния на своих детей, которые пристальнее прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение. Особенно это касается мальчиков, которые уже в младшем школьном возрасте гораздо больше тянутся к папе, чем к маме. Более того, сыновья хотят походить на тех отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.

В возникновении желания общения со своим ребенком во многом играет роль психологическая готовность человека быть отцом. Это зависит от уровня духовного развития и зрелости личности будущего или настоящего папы. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность «незрелых» папаш состоит в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком.

Когда папа зрелый, он опекает своих детей и заботится о них, интересуется их жизнью и не ленится отвечать на вопросы. Уже в первые годы жизни отцовство захватывает его со всей силой. Зрелые папы испытывают потребность в том, чтобы научить ребенка, передать ему свой опыт, сделать ребенка своим наследником, то есть передать в будущее все лучшее, чем владеют сами.

Когда такой папа общается со своим ребенком, у него созревает потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, в то же время у него появляется внутренняя энергия и сила. Хорошо такому малышу, у которого любящий и заботливый папа. Он чувствует себя защищенным и сильным.

Безусловно, недостаток отцовского внимания дурно сказывается на развитии ребенка. Психологами хорошо изучены ситуации, когда отец хотя и присутствует физически, но воспитанием или развитием ребенка занимается мало, либо вообще не занимается. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей. Это значит, что строгим авторитетом у них пользуется мама. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность того, что сыновья таких отцов будут так же вести себя со своими детьми.

Папа, который активно общается со своим ребенком, невольно влияет на его половую идентификацию. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания — следовательно, воздействует на формирование половой идентичности. В то же время отстраненные отцы оказывают незначительное влияние на формирование мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании собственных детей.

Самое интересно, что общение с отцом влияет на половую идентификацию не только мальчиков, но и девочек. Значительно проявляется это влияние у девочек в период в возрасте 13—15 лет. Папа глазами мужчины смотрит на свое взрослеющее дитя, и оно это чувствует. Тем самым отец способствует формированию у дочери самооценки. Безразличное отношение папы к своей дочке, наоборот, приводит к заниженной самооценке. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола. Это может привести в будущем к неразборчивым связям с мужчинами.

Мальчики, сильно привязанные к матери, при отсутствии влияния отца могут испытывать трудности при общении со сверстниками. Желание избавиться от чрезмерной зависимости от мамы приводит их к агрессивному поведению.

Если папы сдержаны в общении, больше молчат, чем говорят, замкнуты в себе, их дети чаще болеют неврозами. Неврозы в форме тика, заикания или энуреза чаще возникают у детей порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям. Невротизируют ребенка также чрезмерная мнительность или педантизм отца. А страхи возникают в детском возрасте у тех, кто имеет слишком строгого отца. Как много может дать правильное общение папы со своим ребенком, и как многое может отнять неправильное поведение отца в отношениях со своим ребенком.

Если папа активно включен в жизнь ребенка, он больше влияет на его развитие, чем мама. Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери — отрицательное. Была также обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Часто любовь отца к ребенку выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны отцовские внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа может: обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение. Папа не только может, но и должен быть не просто кормильцем. Он должен открывать ребенку мир, помогать ему стать умелым и уверенным в себе человеком.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ