Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Организация работы волонтеров на базе СРЦН

Библиотека

Организация работы волонтеров на базе СРЦН

Автор: Вараева Надежда Валерьевна, Зав. психолого-педагогическим отделением

Организация работы волонтеров на базе СРЦНДетская безнадзорность и правонарушения как социальные явления уходят своими корнями в проблемы семьи и обусловлены отсутствием положительного социального опыта у ребенка (подростка) и положительного значимого взрослого в его социальном окружении. Традиционные формы работы с семьей приводят к изоляции проблем семьи, и лишают семью поддержки социума. А главное, у детей формируется деструктивная модель семьи, то есть неправильное представление о роли родителей, и вообще взрослых в обществе. В результате подростки выбирают асоциальные модели поведения: бродяжничество, воровство, употребление алкоголя и токсических веществ и т.п.

Организация работы волонтеров на базе СРЦНВосстановлению утраченных или нарушенных социальных связей способствует комплексное и системное обеспечение работы с семьей и социальным окружением ребенка. Семья в данном случае рассматривается как система, функционирование которой зависит от каждого элемента (человека) как внутри этой системы (родственные связи), так и вне (соседи, работа родителей, школьное окружение ребенка и т.п.). У воспитанников социально-реабилитационных центров круг положительных социальных контактов ограничен. Поэтому в ГУ СРЦН «Надежда» Советского района к работе с семьей привлекаются заранее подготовленные волонтеры и их семьи, которые:

  • Выступают в роли группы поддержки для родителей и расширения положительных социальных контактов семьи;
  • Дают воспитанникам СРЦН опыт общения с новыми (положительными) взрослыми;
  • Дают опыт семейного общения для воспитанников центра и их родителей.

Условно работу с волонтерами можно разделить на три основных этапа:

1 этап – подготовка взрослых к работе с детьми;

2 этап - социально-психологический тренинг для детей и взрослых, который

проводит психолог центра;

3 этап – организация совместной деятельности детей и взрослых (участвуют семьи

волонтеров).

Задачи первого этапа:

  • Познакомить волонтеров с психологическими особенностями детей, воспитывающихся вне семьи;
  • Создать условия для развития эмпатии (сопереживания семьям, проходящим реабилитацию);
  • Способствовать осознанию механизмов развития семьи.

Этот этап рассчитан на 12 часов. Как правило, проводится четыре занятия по три часа. Волонтерам предлагаются задания и упражнения, помогающие осознать свои собственные чувства и эмоции, свою роль в семье. Также предусмотрены упражнения, погружающие взрослого в переживания аналогичные переживаниям депривированного ребенка, и упражнения, используемые на этапе совместной работы с детьми. Работа строится в форме социально-психологического тренинга с элементами мини-лекций и демонстраций видеоматериалов, содержащих интервью детей, проживавших в центре социальной реабилитации. Завершается цикл занятий тем, что участники группы придумывают и моделируют различные формы деятельности, в которых они могли бы принять участие совместно с детьми. Основными критериями выбора деятельности является ее доступность, социальная полезность и развивающий характер.

Темы занятий:

  1. Знакомство участников группы. Особенности восприятия человека человеком.
  2. Семья: эмоциональные и ролевые отношения. Структура семьи.
  3. Психологические особенности детей и подростков, лишенных родительского попечения, находящихся в СРЦН.
  4. Моделирование совместной деятельности с детьми и семьями.

Задачи второго этапа:

  • Снижение тревожности и развитие базового доверия;
  • Формирование или восстановление положительной привязанности между родителем и ребенком.
  • Оптимизация ролевых отношений в семье.
  • Развитие эмпатии и сопереживания между членами семьи.
  • Формирование позитивной мотивации общения и обучение адекватным способам самовыражения (в том числе отрицательных эмоций).
  • Повышение педагогической компетентности родителей. Формирование сознательного родительства.

Темы занятий:

  1. Знакомство. Правила работы в группе.
  2. Путешествие в страну «Я». Самопознание.
  3. Ты, да я, да мы с тобой. Работа в парах.
  4. Комплименты. Моделирование позитивного образа другого человека.
  5. Работа по игре Гюнтера Хорна «Для всей семьи».
  6. Работа с агрессией с использованием игры «Лепешка».
  7. Театрализованная игра. Ролевые игры и упражнения.

Особенность занятий заключается в том, что тренинговая форма работы способствует созданию условий, когда позиции взрослого и ребенка не имеют такой дистанции, как при обычном построении занятия. Положительное влияние на развитие сознания детей оказывает частое использование в занятиях рефлексии, где пример взрослых поощряет детей анализировать свои ощущения и переживания, и, в то же время, открывает для ребенка внутренний мир взрослого.

Программа предполагает постепенное и последовательное движение от осознания и принятия себя к осознанию и принятию другого человека.

Заключительный этап программы предусматривает создание позитивной модели семьи в сознании ребенка, в которую органически вписываются и взрослые, и дети. Длительность каждого занятия от 30 до 50 минут в зависимости от особенностей рабочей группы (главным образом, возрастных особенностей детей).

Количество занятий в рамках каждого этапа и тематического блока также может варьироваться в зависимости от готовности и потребностей группы.

Третий этап предполагает организацию совместной деятельности воспитанников социально-реабилитационного центра и взрослых, принимавших участие в занятиях первого и второго этапов. Содержание деятельности подбирается с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей волонтеров – взрослых.

Задачи третьего этапа:

  • Оптимизация ролевых отношений в семье.
  • Адаптация семьи к условиям микро- и макро-социума.
  • Восстановление утраченных и расширение положительных социальных связей семьи.

Почти во всех формах работы с семьей (кроме индивидуального консультирования) могут принимать участие волонтеры.

В настоящее время в ГУ СРЦН «Надежда» Советского района г. Нижнего Новгорода налажено сотрудничество с организациями:

  • волонтерская группа «Детский проект»;
  • студенческий педагогический отряд «Вертикаль»;
  • ВУЗы Нижнего Новгорода

В учреждении разработано Положение об организации работы с волонтерами. Взаимоотношения с другими организациями регулируются соглашениями.

Посещающие центр волонтеры представляют в учреждение документы: заявление, копия паспорта, копия диплома или справка с места учебы, справка с места работы.

На базе ГКУ СРЦН «Надежда» Советского района г. Нижнего Новгорода действует офис волонтеров, где желающие взрослые могут пройти подготовку, получить методическую и психологическую поддержку.

Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных!

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ