При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Организация работы волонтеров на базе СРЦН
Автор: Вараева Надежда Валерьевна, Зав. психолого-педагогическим отделением
Детская безнадзорность и правонарушения как социальные явления уходят своими корнями в проблемы семьи и обусловлены отсутствием положительного социального опыта у ребенка (подростка) и положительного значимого взрослого в его социальном окружении. Традиционные формы работы с семьей приводят к изоляции проблем семьи, и лишают семью поддержки социума. А главное, у детей формируется деструктивная модель семьи, то есть неправильное представление о роли родителей, и вообще взрослых в обществе. В результате подростки выбирают асоциальные модели поведения: бродяжничество, воровство, употребление алкоголя и токсических веществ и т.п.
Восстановлению утраченных или нарушенных социальных связей способствует комплексное и системное обеспечение работы с семьей и социальным окружением ребенка. Семья в данном случае рассматривается как система, функционирование которой зависит от каждого элемента (человека) как внутри этой системы (родственные связи), так и вне (соседи, работа родителей, школьное окружение ребенка и т.п.). У воспитанников социально-реабилитационных центров круг положительных социальных контактов ограничен. Поэтому в ГУ СРЦН «Надежда» Советского района к работе с семьей привлекаются заранее подготовленные волонтеры и их семьи, которые:
Условно работу с волонтерами можно разделить на три основных этапа:
1 этап – подготовка взрослых к работе с детьми;
2 этап - социально-психологический тренинг для детей и взрослых, который
проводит психолог центра;
3 этап – организация совместной деятельности детей и взрослых (участвуют семьи
волонтеров).
Этот этап рассчитан на 12 часов. Как правило, проводится четыре занятия по три часа. Волонтерам предлагаются задания и упражнения, помогающие осознать свои собственные чувства и эмоции, свою роль в семье. Также предусмотрены упражнения, погружающие взрослого в переживания аналогичные переживаниям депривированного ребенка, и упражнения, используемые на этапе совместной работы с детьми. Работа строится в форме социально-психологического тренинга с элементами мини-лекций и демонстраций видеоматериалов, содержащих интервью детей, проживавших в центре социальной реабилитации. Завершается цикл занятий тем, что участники группы придумывают и моделируют различные формы деятельности, в которых они могли бы принять участие совместно с детьми. Основными критериями выбора деятельности является ее доступность, социальная полезность и развивающий характер.
Особенность занятий заключается в том, что тренинговая форма работы способствует созданию условий, когда позиции взрослого и ребенка не имеют такой дистанции, как при обычном построении занятия. Положительное влияние на развитие сознания детей оказывает частое использование в занятиях рефлексии, где пример взрослых поощряет детей анализировать свои ощущения и переживания, и, в то же время, открывает для ребенка внутренний мир взрослого.
Программа предполагает постепенное и последовательное движение от осознания и принятия себя к осознанию и принятию другого человека.
Заключительный этап программы предусматривает создание позитивной модели семьи в сознании ребенка, в которую органически вписываются и взрослые, и дети. Длительность каждого занятия от 30 до 50 минут в зависимости от особенностей рабочей группы (главным образом, возрастных особенностей детей).
Количество занятий в рамках каждого этапа и тематического блока также может варьироваться в зависимости от готовности и потребностей группы.
Третий этап предполагает организацию совместной деятельности воспитанников социально-реабилитационного центра и взрослых, принимавших участие в занятиях первого и второго этапов. Содержание деятельности подбирается с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей волонтеров – взрослых.
Почти во всех формах работы с семьей (кроме индивидуального консультирования) могут принимать участие волонтеры.
В настоящее время в ГУ СРЦН «Надежда» Советского района г. Нижнего Новгорода налажено сотрудничество с организациями:
В учреждении разработано Положение об организации работы с волонтерами. Взаимоотношения с другими организациями регулируются соглашениями.
Посещающие центр волонтеры представляют в учреждение документы: заявление, копия паспорта, копия диплома или справка с места учебы, справка с места работы.
На базе ГКУ СРЦН «Надежда» Советского района г. Нижнего Новгорода действует офис волонтеров, где желающие взрослые могут пройти подготовку, получить методическую и психологическую поддержку.