Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Как подружить ребёнка с библиотекой

Библиотека

Как подружить ребёнка с библиотекой

Как подружить ребёнка с библиотекойСтатистика неумолима: уже давно не Россия является самой читающей в мире страной, и примерно 40% родителей вообще не считает чтение художественной литературы чем-то обязательным. Но статистика – это цифры, за которыми стоят конкретные люди, конкретные семьи – мы с Вами. И в наших силах эти цифры изменить.

Итак, что можно и нужно сделать, чтобы ребёнок полюбил читать? Ответ прост: читать. «Читать – это так скучно…», но ведь все книги не могут быть скучными и плохими. И секрет любви к чтению – найти именно ту, которая станет «золотым ключиком» и отопрет ребенку дверь в мир литературы. А чтобы найти эту первую, главную книгу, нужно её искать. И читать. Читать ребенку, читать с ребёнком, читать самим, чтобы, пусть 10 минут в день, но он видел Вас с книгой или газетой в руках. Именно книга – не компьютер и уж, тем более, не телевизор – развивает интеллект, воображение, воспитывает чувства.

Начинать читать и общаться с ребёнком вообще нужно как можно раньше – даже не после его рождения, а до: если верить научным исследованиям, то с пятого месяца беременности. Если Вам кажется странным сидеть и читать животику сказки Пушкина, разговаривайте с ним – желайте доброго утра, рассказывайте о своих планах на день.

Книжка и ложка должны войти в мир ребёнка примерно в одно и то же время. Сейчас много «антивандальных» книжек специально для самых маленьких – с яркими картинками и удобными даже для самых непослушных пальчиков твердыми страницами.

Но книга – это не только яркие картинки, но и мамин голос – ведь первой книжку ребёнку читает именно мама. Традиция семейных чтений существовала в России в 19 – начале 20 века. И сегодня книги, интересные не только детям, но и взрослым, предназначенные для совместного прочтения и осмысления, все проще найти и на библиотечных полках, и в книжных магазинах.

Читать лучше регулярно, чтобы семейное чтение стало действительно традицией. Выделите полчаса вечером или днем, после обеда, подключайте всех членов семьи – пусть читает не только мама, но и папа, и бабушки-дедушки.

Книги должны стоять в пределах досягаемости ребёнка. Как Вы думает, если за книжкой можно добраться только со стула, а пульт от телевизора прямо под рукой, к чему потянется ребенок?

Не спешите сразу расставаться с прочитанной книгой. Поговорите о ней, предложите нарисовать иллюстрацию или слепить полюбившегося героя, а можно и придумать продолжение.

Как подружить ребёнка с библиотекойПомните о том, что:

  • умение слушать не рождается вместе с ребенком – этому нужно учить;
  • не читайте историй, которые не нравятся Вам самим, только потому, что «Это нужно знать»: прочитанные с ненавистью в голосе книги могут закрепить неприязнь к чтению вообще;
  • выделите ребёнку время для самостоятельного общения с книгой, даже если он пока еще не умеет читать. Не спешите гасить свет вечером – подарите ему еще «пять минуточек»;
  • выходя с ребенком из дома по делам – особенно если Вам предстоит ожидание – прихватывайте с собой книгу. Тогда любая очередь не станет Вам в тягость.

Когда и зачем ходить в библиотеку, думают многие, ведь книги есть дома, да и в магазинах выбор на любой вкус. Дело не только в том, что всех книг не купить, а с некоторыми можно только познакомится, а ещё и в том, что библиотека в последнее время изменила свою функцию, став не столько местом, где можно взять что-нибудь почитать, сколько образовательно-информационным местом. И необходимо учить ребёнка пользоваться этой информацией – книгами, журналами, электронной информацией, справочниками; нужно сделать его информационно грамотным и культурным, умеющим в этом огромном потоке ориентироваться, выбирая то, что нужно – для ума или сердца – именно ему.

Кроме того, библиотека – целый мир книг и мир вокруг книг. Кто, как не библиотекарь, знает все новинки и прекрасно ориентируется в классике? Даже если Вы сами много читаете, едва ли у Вас есть возможность и время отслеживать победителей литературных конкурсов и обладателей ежегодно присуждаемых премий, пишущих о детях и для детей. Вот мы и покупаем ребёнку то, что когда-то читали сами. Но Каверин, Алексин, Грин, Беляев, Успенский, Драгунский и Катаев – это далеко не вся детская литература. Сегодня рядом с классиками появились молодые и не менее талантливые писатели: Валентин Постников, Тамара Крюкова, Сергей Георгиев и многие другие. А сколько переводных авторов!

Для одного ребёнка чтение – труд и творчество, а для другого – получение образования, что тоже необходимо учитывать. Вот библиотекарь и сможет подсказать, какую книгу стоит взять ребёнку не только для того, чтобы подготовить заданный в школе реферат, но и исходя из какой-то конкретной жизненной ситуации или даже его темперамента.

Библиотека – это ещё и особый мир общения. Литературные кружки, где ребята не просто могут испытать свои силы в том или ином жанре, но и впервые увидеть себя «в бумаге», театрализованные постановки произведений любимых писателей, творческие программы и читальные залы, где можно выучить уроки или просто посидеть, обрести новых знакомых и друзей.

К сожалению, многие родители не воспринимают библиотеку как социальный институт, способный оказать помощь в формировании ребёнка-читателя. Изменить этот стереотип очень сложно и в то же время, крайне просто: отправиться в ближайшую библиотеку вместе с ребёнком. Возможно, его «первая книга» ждет, когда он протянет к ней руку…

 

По материалам издания «Вы и ваш ребенок»

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ