Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Стратегии поведения родителей группы риска

Библиотека

Стратегии поведения родителей группы риска

Автор: Учаев Евгений, Педагог-психолог

Семья, привычная нам сегодня – это не «семь Я». И их, этих «Я», в семье часто даже меньше трех. Неполные семьи стали явлением не просто знакомым – массовым. А среди неполных « ячеек общества» растут и множатся так называемые семьи группы риска. Их характеризует деформация семейных отношений. В 70% таковых есть целый комплекс проблем: низкая материальная обеспеченность, подавленность как следствие жизненных трудностей, алкоголизм. Почти половина родителей не имеет постоянной работы. 87% детей из таких семей оказываются в социально-реабилитационных центрах.

Г.М. Миньковский предлагает классификационную типологию семей по социальному признаку, по уровню образования и педагогической культуры, по организации семейной жизни и по внутрисемейным отношениям. Соответственно этой типологии, семьи, обратившиеся за помощью в СРЦ, относятся к следующим категориям:

  • воспитательно-слабые, с утратой контакта с детьми и контроля над ними;
  • воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой;
  • воспитательно-слабые с постоянной конфликтной деморализацией;
  • маргинальные с алкогольной, сексуальной деморализацией;
  • правонарушительные; преступные; психически отягощенные.

Таким образом, большинство семей, дети которых находятся на воспитании в СРЦ, можно отнести к группе риска. То есть, эта категория семей, в силу определенных обстоятельств жизни, в большей степени подвержена негативным внешним воздействиям.

Родителям семей группы риска присущи слабая способность к анализу того, что происходит в семье, неумение выдвигать цели по улучшению жизни в семье и достигать результатов. Им трудно даже просто обсуждать проблемы семьи. Такие родители плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить, как можно улучшить жизнь семьи и в чем причины неблагополучия. В этих семьях преобладают эмоции, связанные с достижением власти, доминированием, агрессией, и почти отсутствуют эмоции, связанные с любовью, заботой, взаимопомощью. Высока вероятность употребления алкоголя и наркотиков. Зачастую члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких.

Поэтому первым и необходимым этапом работы психолога в СРЦ с родителями, еще не лишенными родительских прав, является развитие у них уверенности в своих возможностях и надежды. Необходимо, чтобы родители поверили в себя, в свою способность изменить положение. Тогда у них появится готовность забрать ребенка и воспитать его.

Важную роль здесь играет формирование различных вариантов копинг-стратегий и развитие локуса контроля. Ведь именно от того, какие действия предпринимаются родителями, и на кого они возлагают ответственность за свою собственную жизнь, зависит судьба их детей. Поэтому практические психологи СРЦ должны иметь представление о специфических особенностях локуса контроля и о копинг-стратегиях родителей семей группы риска.

Под копинг-поведением мы понимаем социальное поведение или комплекс осознанных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих), помогающих человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом теми способами, которые адекватны личностным особенностям и ситуации.

Локус контроля – это свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам. Соответственно, есть внешний локус контроля (экстернальность) и внутренний (интернальность).

Нами в СРЦН «Солнышко» было проведено исследование копинг-стратегий и локуса контроля родителей с помощью следующих опросников:

  • копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой),
  • локус контроля (Дж. Роттер)

Исследователи Лазарус и Фолкман выделяли проблемно-фокусированные и эмоционально-фокусированные стратегии. Многие из классификаций, возникшие позднее, составлялись в той же традиции: предлагалось разделение копинг-стратегий по принципу «работа с проблемой» \ «работа с отношением к проблеме».

На наш взгляд, следует выделить еще один стиль копинг-поведения – стиль, ориентированный на избегание.

Мы пришли к выводу, что родитель, использующий проблемно-ориентированный копинг, концентрируется на задаче, а не на переживаниях. При этом он не прячется от социальных служб, «просеивает» информацию, ограждая себя от негативных эмоций, выполняет соответствующие предписания. Такая активность родителей оказывает положительное влияние на возврат ребенка в семью. Родитель, придерживающийся эмоционально-ориентированного копинга, может винить себя за нерешительность, сосредотачиваться на своих недостатках, отыгрываться на близких людях и вовлекать их в свои переживания, что отрицательно сказывается на ситуации в целом. Копинг-стратегия избегания позволяет родителям уменьшить психоэмоциональное напряжение, не меняя саму ситуацию нахождения детей в СРЦ. Родитель просто отгораживается от нее и ведет себя так, будто все обстоит по-прежнему и ничего не нужно предпринимать. Такое бездействие может повлечь тяжелые последствия для дальнейшей судьбы ребенка.

Копинг-поведение особенно важно учитывать в работе с родителями, находящимися на грани лишения родительских прав. Однако копинг-стратегии таких родителей до сих пор остаются малоизученными. Не хватает методического инструментария диагностики стратегий преодоления кризисных ситуаций.

Кроме того, далеко не всегда учитывается специфика самой кризисной ситуации, сфера ее возникновения. Р. Лазарус отмечает важность процессуальных изменений копингов при помощи интервью. Данные, полученные при помощи нарративных методов, не коррелируют с данными опросников, но позволяют предсказывать дальнейшее поведение человека в решении им проблемной ситуации.

Анализ ответов наших респондентов по опросникам показал, что в данной выборке преобладают интернальность и копинг-стратегия, ориентированная на решение проблемы. То есть родители уверены, что на все, что случается в их жизни, они способны оказать влияние и они в состоянии самостоятельно принимать решение и вернуть ребенка в семью. Такой результат в нашей экспериментальной выборке может быть объяснен тем, что в группе уже наблюдаются положительные изменения. Некоторые из родителей уже смогли устроиться на работу и периодически посещают своего ребенка в СРЦ.

Конечно, интернальность и копинг-стратегия, ориентированная на решение проблемы, не всегда могут указывать на высокую самостоятельную активность человека. Родители могли при выборе ответов руководствоваться убеждениями, что «так нужно, так принято в обществе» либо ожиданиями, что после положительного решения суда они смогут справляться со своими проблемами. Однако для того, чтобы родитель смог конструктивно выстраивать свое поведение в случае угрозы лишения его родительских прав психологу необходимо помочь ему составить четкое представление о причинах и последствиях данного процесса, а также о способах, позволяющих повлиять на этот процесс. Кроме того, нужно проводить работу по налаживанию отношений между родителем и ребенком, т.е. организовывать их взаимодействие на базе СРЦ.

Исходя из результатов проведенного нами исследования, мы можем утверждать, что родители семей группы риска, несмотря на демонстрируемое ими фактическое поведение, хотят показать себя людьми с высоким уровнем контроля собственного поведения и ориентацией на решение проблемных ситуаций. Мы считаем необходимым дальнейшее изучение данной категории родителей, используя для этого методологию исследования индивидуального случая.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ