Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Адаптационные игры и занятия для детей раннего возраста

Библиотека

Адаптационные игры и занятия для детей раннего возраста

В руки мы берем совочек,

Сыплем желтенький песочек.

Помогай мне, не ленись!

Наш куличек получись!

 

Кто из нас в детстве не играл в «куличики»? Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игра в песок, особенно для малышей является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Взрослые могут использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период адаптации детей к новым условиям жизни.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения с другими детьми. Воспитатели естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Взрослый становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

  • развить более позитивную Я-концепцию
  • стать более ответственным в своих действиях и поступках
  • выработать большую способность к самопринятию
  • в большей степени полагаться на самого себя;
  • овладеть чувством контроля
  • развить сензитивность к процессу преодоления трудностей
  • развить самооценку и обрести веру в самого себя

Что нужно для игры в песок в помещении?

1. Водонепроницаемый деревянный ящик с ручками размером 50 х 70 х 8 см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.

Внутреннюю поверхность ящика лучше окрасить в синий или голубой цвет.

2. Чистый, просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика.

Для песочных игр песок должен быть влажным.

3. Коллекция специальных игрушек высотой не более 8 см:

  • фигурки людей;
  • здания (дома, школы, церкви, замки);
  • животные (домашние, дикие, морские, древние);
  • машины (сухопутные, водные, космические, боевые);
  • растения (деревья, кусты, цветы, овощи);
  • постройки (мосты, ограды, ворота, загоны для скота);
  • ракушки, веточки, камешки, шишки, косточки;
  • символические предметы для загадывания желаний, коробочки с «сокровищами и драгоценностями»;
  • фигурки сказочных героев (добрых и злых);
  • пластиковые или деревянные буквы, цифры, различные геометрические фигуры.

Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образцов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.

Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий

1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять

по подражанию или из любопытства.

2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.

4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом и одним из основателей психоанализа. Многолетние наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Основной принцип игр на песке — это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищённо и может проявить творческую активность.

 

По материалам сайта «Фестиваль педагогических идей»

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ