При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
«Давайте жить дружно»: технологии социальной интеграции детей-инвалидов, реализуемые на базе ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка»
Автор: Митрофанова С.В., Зав. отделением реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями
Результаты массового опроса людей, организованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2011 г.), подтверждают наличие в современной России практики изоляции инвалидов в социальном пространстве. Так, согласно полученным данным количественного исследования, у большинства россиян (62%) в ближайшем окружении нет людей, имеющих видимую инвалидность. Каждый второй редко видит инвалидов в общественных местах или не встречает их вообще (45%).
Как правило, подробной информацией об этих детях, их жизни, проблемах обладают лишь те, кто непосредственно с ними общается в повседневной жизни – родители и родственники, друзья, специалисты, работающие с такими детьми и т.п.
Уровень информированности населения о детях с ограниченными возможностями на данный момент остается на довольно низком уровне, а незнание часто сопровождается непониманием, неадекватным и не редко агрессивным поведением в отношении детей с нарушениями в развитии, как со стороны взрослых, так и нормально развивающихся сверстников.
Поэтому создание полноценных условий для успешного социального развития, социальной адаптации ребенка с инвалидностью, независимо от уровня его психофизического развития, невозможно без решения следующих важных задач:
Решая данные задачи, на базе нашего учреждения осуществляются различные формы работы. Условно их можно разделить на две группы:
Включают разработку и издание информационных и методических материалов по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам, привлечение средств массовой информации к освещению вопросов, связанных с проблемами детей-инвалидов и их семей. Основную целевую группу данного направления составляет взрослое население.
На практике работы нашего центра мы реализуем следующие информационные мероприятия:
Данные календари содержат краткие тезисы о состоянии проблемы детской инвалидности на настоящий момент.
Они предусматривают разработку и реализацию проектов интеграции детей-инвалидов в общество нормально развивающихся сверстников, включая организацию интегрированных массовых досуговых, социокультурных мероприятий различного уровня и формата, экскурсионные, библиотечные и другие программы; формирование интегрированных площадок - детских и молодежных клубов, студий и др. с участием детей-инвалидов и их здоровых сверстников.
На протяжении 2009 – 2011 гг. на базе отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями реализуется одна из наиболее эффективных форм работы данного направления – интегрированные творчески мастерские, организованные при взаимодействии с общеобразовательными учреждениями.
Целевую группу детей, посещающих данные занятия, составляют дети с ограниченными возможностями 7-10 лет и их нормально развивающиеся сверстники. Направления работы мастерских: полиграфическая мини-мастерская «Город мастеров» – изготовление блокнотов, календарей, закладок для книг; творческая мастерская «Оч.умелые ручки» - бисероплетение, плетение лентами, аппликации, оригами, твистинг.
Еще одной не менее эффективной формой работы – является организация летних интегрированных смен. Ежегодно в период летних каникул на базе центра проводится работа по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В июле и августе прошлого года в состав целевых групп, участвующих в летних сменах, были включены дети с ограниченными возможностями, имеющими различные нарушения. Реализация такой интегрированной смены в итоге показала хорошие результаты – дети с нарушениями в развитии и здоровые сверстники достаточно легко адаптировались друг к другу и наравне участвовали в различных культурно-массовых мероприятиях. Наличие положительного опыта в организации данной работы, говорит о необходимости развития этого направления и увеличения числа детей с инвалидностью, включенных в состав реабилитационных смен.
Кроме того, значительную часть реабилитационного процесса, осуществляемого с детьми, имеющими нарушения в развитии, на базе нашего центра составляют различные тематические праздники и утренники, спортивные эстафеты, посещения музеев и детских спектаклей с участием детей с нарушениями в развитии и их здоровых сверстников.
В итоге хотелось бы сказать о том, что никакие современные медицинские и педагогические технологии преодоления заболевания не могут в полной мере содействовать реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. Социализация и включение ребенка в общество здоровых сверстников – вот основные движущие силы реабилитационного процесса.