Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Инновационные технологии. Применение видео технологий в процессе семейного консультирования

Библиотека

Инновационные технологии. Применение видео технологий в процессе семейного консультирования

Автор: Кудряшова Татьяна Юрьевна, Педагог-психолог

Психологическая практика не стоит на месте – она постоянно развивается, совершенствуется, модернизируется. Психологи доказали, что и семья, как составляющая часть экосистемы, также подвержена воздействию законов мироздания. Если разрушается порядок, устои, исчезают семейные ценности, путаются роли, то и семейные проблемы не заставят себя ждать.

Отсутствие жизненных ориентиров повышает беспокойство всех членов семьи за будущее, при неблагоприятных обстоятельствах беспокойство превращается в тревогу. Тревога, в свою очередь может перейти в более глубокое депрессивное, и даже невротическое состояние. В плену таких эмоций трудно прислушаться к своей интуиции, невозможно рассуждать логически. Любое затруднение вызывает панику, которая ведет за собой неадекватную реакцию, применение репрессивных мер, проявление насилия, что действует разрушительно как на каждого члена семьи, так и на семейную систему в целом.

Сегодня не вызывает сомнения, что в процессе изучения семейной жизнедеятельности, в ходе планирования и реализации государственной системы социальной поддержки семьи необходимы инновационные подходы. Одним из таких инструментов поддержки социального функционирования семьи является профессиональная социально-психологическая работа. Такая деятельность способствует стабилизации семейного образа жизни, укреплению позитивных тенденций жизнедеятельности института семьи. Особо большое значение это имеет в эмоционально-обострённых ситуациях, в том числе в ситуациях насилия.

Одним из методов современной социально-психологической работы сегодня, в прочем так же, как и на протяжении многих лет истории практической психологии, является семейное психологическое консультирование.

Семейное консультирование нацелено на работу со всеми членами семьи, так как любое затруднение, возникшее у супругов или детей, рассматривается как «отражение состояния здоровья семейного организма в целом». Во время семейной консультации психолог может наблюдать за взаимодействием членов семьи, совместный прием помогает увидеть, как взаимосвязаны проблемы внутри системы.

Специально подобранные методики позволяют семьям гибче реагировать на различные жизненные коллизии, мобилизовать внутренние ресурсы для существенных изменений. В некоторых случаях достаточно одной консультации для достижения желаемой цели, иногда требуется несколько месяцев, но уже с первой встречи фокусирование на сильных сторонах семьи может изменить реальность и открыть перспективы для новых видов поведения всем ее членам.

Одной из современных технологий, применяемых специалистами ГБУ «ЦСПСД г.Арзамаса» в процессе семейного психологического консультирования, является применение видеосъёмки семьи. Особенно хорошо этот метод работы зарекомендовал себя в психологической практике с семьями с проблемами насилия. Также хороших результатов удалось добиться в семьях, воспитывающих детей от 0 до 3 лет, в рамках программ раннего вмешательства.

Технология работы с видео способствует формированию более тесной психологической связи между родителями и ребёнком. Такая работа помогает вовремя выявить трудности и справится с ними.

В процессе работы и обобщения опыта установлено, что простые советы, рекомендации во время консультаций – работают недостаточно эффективно. Порой, во время просмотра обучающих фильмов демонстрирующих чужие успехи может произойти снижение самооценки и мотивации к изменениям у молодых родителей. Особенно это актуально для семей с глубокими проблемами, в том числе проблемами насилия.

Возникающие противоречия помогает решить использование видеосъёмки семьи. Данная технология применяется, если родители (воспитатели) жалуются, что им трудно понимать ребёнка и справляться с ним (кормление, одевание, успокоение, трудности в поведении). Также, она эффективна, когда в паре «родитель–ребёнок» низкое качество диалога – мало эмоций, наличествует враждебность, существует недостаток физического контакта или непоследовательность родителя (воспитателя). Положительный результат также можно будет увидеть в парах, где у родителей отсутствует собственный опыт работы с детьми, есть негативный опыт взаимодействия, депрессии (в том числе послеродовая).

Технология использования видео предполагает несколько этапов:

  1. Видеозапись взаимодействия

Психолог, ведущий группы встречался с клиентами в удобное для них время в привычной домашней обстановке. Родителя (в основном – мамы малышей) просят поиграть с ребёнком, пообщаться с ним, покормить так, как это происходит в обычной жизни.

  1. Просмотр записи

Специалист, работающий по методике видеосъёмки, просматривает видеозапись и отмечает позитивные аспекты взаимодействия. Все полученные сведения заносятся в специальный Протокол работы с видеоматериалом семьи.

  1. Просмотр записи с родителями

Специалист просматривает запись вместе с родителями. Хорошо, когда при этом присутствуют оба родителя – это даёт больший положительный эффект для укрепления родительской позиции.

  1. Вводятся «Принципы хорошего диалога», необходимые для дальнейшего эффективного развития ребёнка
  2. Обсуждение ситуации

Обсуждение ведётся с учётом полученных родителями знаний. В процессе беседы обязательна обратная связь.

Хочется отметить, что с наибольшим пониманием и энтузиазмом к данному виду работы в процессе семейного консультирования отнеслись молодые семьи: одна из них –несовершеннолетние родители, которые и сами воспитывались в далеко не благополучных семьях, другая - с ребенком, страдающим кривошеей (имелась родовая травма) и повышенным внутричерепным давлением. Отец мальчика гораздо старше матери. Ещё один яркий случай – семья достаточно благополучная, но у мамы низкий уровень педагогических знаний, высокая неуверенность в себе и был риск возникновения послеродовой депрессии, что сказалось на взаимоотношениях с малышом, отмечалось насильственное поведение матери.

На сам процесс съёмки и родители, и дети реагировали спокойно, вели себя уверенно и раскованно. Сказалось также отсутствие какого-либо вмешательства специалиста в процесс взаимодействия с ребёнком матери. Таким образом, удалось собрать качественный и информативный материал.

В результате работы с видео удалось выявить достаточно много проблем во взаимодействии матерей с детьми. К ним можно отнести: неустойчивое внимание и низкая коммуникация у детей, низкая речевая активность. У матерей наблюдается не- понимание потребностей ребёнка, недостаточные знания об организации быта и безопасности, эмоциональность, воспитательная неуверенность, неуверенность в себе, недостаток знаний игровых приёмов взаимодействия. В целом, оценивая ситуацию взаимодействия можно сделать вывод о низком качестве диалога, неумении родителей привлекать внимание ребёнка, несоответствии предлагаемых игр возрасту детей.

Во всех семьях просмотр записей проходил совместно с обоими родителями во всех парах. Мужья активно шли на контакт, особенно можно отметить этот факт в первой паре (молодых несовершеннолетних родителей). Реакция на видео была достаточно бурной и яркой. Даже без акцента на негативных сторонах взаимодействия родительские пары видели свои ошибки. Постоянная похвала за каждое «верно» выполненное действие во время взаимодействия с ребёнком у молодых мам способствовало стабилизации самооценки девушек и укреплению доверия к ним со стороны мужей. В целом, можно сделать вывод, что сами родители получили удовлетворение от проделанной работы.

В процессе обсуждения видео с каждой семьёй удалось совместно выработать программу дальнейшей работы с ними, поставить краткосрочные и долгосрочные цели, выявить сильные и слабые стороны семьи, на которые можно опираться.

Принципы наглядности и постоянного положительного подкрепления, лежащие в основе этого метода, дают положительные результаты, которые мы можем проследить в развитии каждой семьи. К тому же, видеосъёмка позволяет «посмотреть на себя со стороны» и дать оценку своим действиям и поступкам, т.е. выполняется одна из основных задач психологического консультирования – помощь клиентам: увидеть свои проблемы и сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те аспекты взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются, и не контролируются. Применение технологии видео съёмки делает психологическое воздействие на клиентов более мягким, расширяет накопленный потенциал социально-психологической службы и способствует оказанию помощи на качественно более высоком уровне.

 

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ