Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Классификация педагогических наблюдений

Библиотека

Классификация педагогических наблюдений

Автор: Блохина Е.А., Психолог

В  теории  и  методике  педагогических  исследований  не  существует  какой-либо  общепринятой  классификации  видов  педагогических  наблюдений.  Объясняется  это  их  большой  изменчивостью  и  наличием  разнообразных  признаков,  которыми  они  могут  характеризоваться.  В  настоящее  время  можно  говорить  лишь  об  условной  группировке  видов,  причем  в  большей  мере  заимствованной  у  социологов.

Виды  педагогических  наблюдений:

По  объему

проблемные

тематические

По  программе

разведывательные

основные

По  стилю

включенные

невключенные

По  осведомленности

открытые

скрытые

По  времени

непрерывные

прерывистые

Проблемные  наблюдения  (в  педагогике  они  называются  еще  монографическими)  представляют  собой  наблюдения  за  несколькими  взаимосвязанными  педагогическими  явлениями,  составляющими  в  сумме  одно  из  определяющих  направлений  воспитания.  Чтобы  разносторонне  оценить  эффективность  воспитания    на  основе  новых  программ.  Требовалось  вести  наблюдения  по  разным  направлениям,  изучать  многие  педагогические  явления,  тесно  связанные  между  собой  и  влияющие  друг  на  друга,  устанавливать  качественные  и  количественные  меры  их  взаимного  влияния  и,  в  итоге,  определять  влияние  всех  изучаемых  явлений  на  конечный  результат.

Тематическое  наблюдение  характеризуется  более  узкими  рамками  объекта  наблюдения,  минимумом  педагогических  явлений,  подлежащих  изучению.  Из  целостного  учебно-воспитательного  процесса  как  бы  вычленяется  то  или  иное  явление  и  подвергается  наблюдению.  Все  это  создает  возможности  для  более  глубокого,  хотя  и  локального,  изучения  педагогического  явления.

Тематическое  наблюдение  наиболее  широко  представлено  в  практике  научных  исследований.  Объясняется  это  его  относительной  доступностью  для  индивидуальных  исследований.

Разведывательные  наблюдения,  или  предварительные,  не  имеют  четкой  программы.  Она  может  уточняться  и  видоизменяться  по  ходу  самих  наблюдений.  Применяются  наблюдения  этого  вида  с  целью  более  глубокой  разработки  гипотезы  и  методики  всего  исследования,  Они  могут  предварять  постановку  эксперимента  и  основного  наблюдения.  В  частности,  во  время  разведывательных  наблюдений  может  отрабатываться  техника,  процедура  наблюдения  (выбор  места  для  наблюдения,  форма  записи  наблюдаемого  и  т.п.).

Основное  наблюдение  (его  еще  называют  стандартизированным)  имеет  четко  разработанную  программу  наблюдения  и  технику  фиксирования  результатов  в  уже  опробованных  протоколах,  таблицах  и  т.п.  Такая  жесткая  регламентация  всех  действий  исследователя  позволяет  в  некоторых  случаях  привлекать  к  наблюдению  помощников 

Наблюдения,  которые  проводятся  с  помощниками,  иногда  называются  опосредованными.  Ими  можно  пользоваться  только  в  тех  случаях,  когда

  • во-первых,  подлежат  регистрации  четко  видимые  факты,  позволяющие  зафиксировать  "да"  или  "нет"; 
  • во-вторых,  имеется  настолько  точная  методика  регистрации,  что  помощнику  не  придется  уточнять  ее; 
  • в-третьих,  когда  помощники  имеют  хорошую  теоретическую  подготовку  и  практические  умения,  полученные  при  пробных  наблюдениях.

Опосредованные  наблюдения  обладают  тем  неоспоримым  преимуществом,  что  с  их  помощью  можно  собрать  большее  количество  данных,  сделав  выборку  более  репрезентативной.  Значительную  роль  эти  наблюдения  могут  сыграть  в  корректировке  данных,  собранных  самим  исследователем,  при  одновременном  фиксировании  им  вместе  с  помощниками  элементов  педагогического  процесса.

Включенные  наблюдения,  или  наблюдения  "изнутри",  предусматривают  активное  участие  самого  исследователя  в  том  воспитательном  процессе,  который  он  должен  анализировать  и  оценивать. 

Положительные  стороны  включенного  наблюдения  трудно  переоценить.  С  его  помощью  можно  вскрыть  те  глубинные  особенности  педагогического  процесса,  которые  наблюдению  "со  стороны"  просто  неподвластны.

Тем  не  менее  включенное  наблюдение  имеет  и  недостатки:

  • во-первых,  в  ходе  его  невозможна  текущая  регистрация  всех  событий,  так  как  исследователь  вынужден  все  фиксировать  после  занятий,  на  память  (правда,  этот  недостаток  может  быть  снят  при  использовании  видеозаписи,  киносъемки,  магнитофонной  записи  или,  наконец,  анализа  занятия  помощником); 
  • во-вторых,  при  длительном  участии  в  занятиях  у  исследователя  может  наступить  привыкание,  которое  невольно  заставит  его  мыслить  категориями  занимающихся,  другими  словами,  он  утратит  ту  свежесть  восприятия,  которая  обычно  характерна  для  постороннего  наблюдателя;
  • в-третьих,  требуется  определенное  время  привыкания  коллектива  занимающихся    к  исследователю.

Невключенное  наблюдение  является  прямой  противоположностью  наблюдению  предыдущего  вида:  исследователь  наблюдает  со  стороны,  не  принимая  личного  участия  в  занятиях,  он  является  лишь  свидетелем  происходящего.  Этот  вид  наблюдения  встречается  в  исследованиях  гораздо  чаще,  чем  первый.

Преимущество  невключенного  наблюдения  состоит  в  том,  что  оно  не  имеет  тех  ограничений  в  сфере  применения,  которые  присущи  включенным  наблюдениям.  В  этом  же  смысле  можно  говорить  о  его  большей  доступности  для  исследователей.  Наконец,  при  использовании  его  упрощается  проблема  текущего  анализа  занятий,  так  как  его  выполняет  сам  исследователь.

Слабой  стороной  невключенного  наблюдения  является  более  поверхностное,  чем  при  включенном  наблюдении,  восприятие  педагогической  действительности.  Надо  сказать,  что  подобный  недостаток  скорее  является  теоретическим,  так  как  на  практике  он  может  нейтрализоваться  высоким  мастерством  исследователя.  Между  этими  двумя  полярными  видами  наблюдения  могут  существовать  промежуточные,  с  различным  соотношением  признаков  того  и  другого  видов.

Открытыми  наблюдениями  называются  такие,  при  которых  и  занимающиеся,  и  преподаватель  знают,  что  за  ними  ведется  наблюдение.  Наблюдения  этого  вида  наиболее  широко  распространены,  так  как  не  требуют  каких-либо  дополнительных  организационных  мероприятий.  Это,  пожалуй,  их  единственное,  преимущество.  Дело  в  том,  что  даже  самые  безразличные  занимающиеся  и  самый  опытный  педагог  не  останутся  безучастными  к  тому,  что  за  ними  наблюдают.  Это  может  выразиться  в  тех  же  реакциях,  о  которых  говорилось  при  характеристике  открытого  эксперимента.

Стоит  или  не  стоит  говорить  занимающимся  о  задачах  и  содержании  предполагаемых  наблюдений,  зависит  от  конкретных  условий,  и  прежде  всего  от  такта  исследователя,  от  его  умения  расположить  к  себе  занимающихся,  раскрыть  перед  ними  практическую  значимость  наблюдений,  быть  "незаметным".  Как  выражаются  некоторые  исследователи,  надо  стремиться  "все  видеть  и  быть  невидимым". 

Скрытое  наблюдение  (или  наблюдение  "инкогнито"),  наоборот,  предполагает,  что  занимающиеся  не  знают  о  том,  что  за  их  действиями  ведется  наблюдение.  Основное  преимущество  скрытого  наблюдения  состоит  в  том,  что  поведение  занимающихся  остается  естественным.

Однако  при  использовании  скрытого  наблюдения  исследователь  должен  решить  две  проблемы:  одну  этического  плана,  другую  -  организационного.

Непрерывное  наблюдение  характеризуется  продолжительностью,  которая  свойственна  изучаемому  педагогическому  явлению.  Проводя  такое  наблюдение,  исследователь  имеет  возможность  проследить  развитие  явления  от  начала  до  конца.  В  итоге  о  нем  создается  целостное  представление  и  повышается  достоверность  полученных  результатов.

Простейшим  случаем  непрерывного  наблюдения  является  наблюдение,  проведенное  на  одном  занятии,  с  его  начала  и  до  конца.

Однако  понятие  о  непрерывности  наблюдения  не  тождественно  представлению  б  непрерывности  времени,  в  течение  которого  исследователь  ведет  наблюдение. 

Прерывистое  наблюдение  (по  иной  терминологии  -  дискретное,  или  частичное)  характеризуется  тем,  что  изучается  не  все  педагогическое  явление  в  целом,  а  лишь  его  главные  этапы. 

В  этом  случае,  разумеется,  не  удается  проследить  за  динамикой  явления,  увидеть  многие  детали,  однако  общий  ход  развития  его,  начальные  и  конечные  признаки  остаются  в  поле  зрения  исследователя  и  позволяют  понять  общую  закономерность.

С  помощью  прерывистых  наблюдений  изучаются  следующие  педагогические  явления:

  • во-первых,  те,  которые  обладают  большой  инертностью  к  действию  педагогических  факторов,  а  потому  требуют  длительного  их  воздействия,  после  чего  только  можно  ожидать  изменений  наблюдаемых  явлений; 
  • во-вторых,  интересные  своими  отдаленным  последствиями 
  • в-третьих,  те  задачи,  исследования  которых  требуют  длительных  перерывов  между.

Десять  перечисленных  разновидностей  педагогических  наблюдений  сгруппированы  по  парам  на  основании  какого-либо  одного  ведущего  признака.  Каждая  разновидность  в  паре  обладает  своими  преимуществами  и  недостатками  и  может  применяться  только  в  конкретной  ситуации  в  соответствии  с  поставленными  задачами  исследования;  с  другой  стороны,  она  может  характеризоваться  всеми  пятью  признаками.  Например,  проблемное  наблюдение  может  быть  разведывательным  (или  основным),  включенным  (или  невключенным)  и  т.д.

 

Список  литературы

  1. Лудченко  А.А.,  Лудченко  Я.А.,  Примак  Т.А.  Основы  научных  исследований:  Учебн.  пособие.  К.,  О-во  "Знання",  КОО,  2001.
  2. Спирин  Л.Ф.  Педагогический  эксперимент  в  области  воспитания.  В  кн.  Методы  педагогического  исследования.  Ред.  В.И.  Журавлев.  М.,  "Просвещение",  1972,  стр.34  -  61.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ