Региональная программа Нижегородской области

«Бесстрашное детство»

http://бесстрашное-детство.рф


Библиотека

Ваш ребенок не хочет учиться…

Чаще  всего  в  ошибках  своего  ребенка-школьника  родители  склонны  винить  его  самого.  Нередко  можно  слышать,  что  родители  считают  сына  или  дочку  неусидчивым,  невнимательным,  недостаточно  прилежным…                                                                                                                                                 

Давайте  попробуем  разобраться,  почему  у  ребенка  не  получается  хорошо  учиться,  и  подумаем,  какие  ошибки  совершаем  мы,  взрослые.  Заставьте  себя  относиться  к  происходящему  спокойно.  Не  нервничайте  из-за  неудач  ребенка  в  школе  и  донесите  свое  состояние  до  ребенка.  Если  школьник  увидит,  что  вы  спокойны  и  нацелены  на  положительный  долгосрочный  результат,  то  и  у  него  прибавится  уверенности  в  своих  силах.

Не  хочу  в  школу!  Какие  могут  быть  причины?
Главными  факторами,  которые  отрицательно  влияют  на  желание  ребенка  ходить  в  школу  и  учиться,  являются:

  • конфликты  с  одноклассниками  или  учителями;
  • скука  (не  нравятся  предметы,  что-то  не  понимает,  надоедает  однообразие);
  • накопившаяся  усталость  или  стресс;
  • неправильный  режим  дня.

Конечно,  не  нужно  устраивать  ребенку  допросы,  вы  же  видите,  что  ему  и  так  непросто.  Вопросы  в  лоб,  например,  такие  «Что,  опять  двойки?»  или  «С  кем  на  этом  раз  подрался?»  тоже  неуместны,  поскольку  заставят  ребенка  не  только  оправдываться  перед  вами,  но  и  заново  переживать  неприятные  эмоции,  которые  вызвала  у  него  ситуация.
Постарайтесь,  чтобы  разговор  выглядел  как  можно  непринужденнее,  поэтому  начните  беседу  о  школе  как  бы  невзначай,  не  касаясь  неудач  ребенка.
И  вы  обязательно  найдете  причину  нежелания  ребенка  учиться.  Но  это  лишь  первый  шаг  к  решению  проблемы  –  что  же  делать  дальше?  Как  помочь  школьнику  полюбить  учебу  и  ходить  на  нее  с  удовольствием?

 

Ребенок  дерется  –  ваши  действия

  • Принимайте  чувства  ребенка:  «Наверное,  ты  был  очень  зол  на  обидчика?»
  • Выразите  свое  мнение,  не  переходя  на  личности:  «Не  люблю  драки».
  • Расскажите,  как  можно  было  решить  конфликт:  «Если  ты  с  чем-то  не  согласен,  скажи,  что  тебе  не  нравится,  а  не  завязывай  драку».
  • Поведайте  о  своих  ожиданиях:  «Надеюсь,  что  в  следующий  раз  ты  будешь  решать  дело  миром».
  • Придумайте  замену  драке.  К  примеру,  если  ребенок  понимает,  что  готов  дать  волю  чувствам  и  ударить  кого-то,  то  пусть  он  скажет  «Как  я  зол!»  и  побоксирует  с  воображаемым  противником.  Это  поможет  выпустить  пар.


Конфликт  с  учителем

В  случае  конфликта  с  учителем  многие  взрослые  начинают  защищать  педагога:  «Раз  накричала  –  значит,  было  за  что!»  То  есть  чувства  ребенка  в  расчет  не  берутся.  Другие  могут,  наоборот,  подрывать  авторитет  учителя  в  глазах  ребенка:  «Всегда  знала,  что  учительница  у  вас  …!»  Ребенок,  в  подобной  ситуации,  усваивает,  что  о  старших  можно  отзываться  грубо,  не  стесняясь  в  выражениях.

Как  же  стоит  построить  диалог  с  ребенком,  если  он  жалуется  вам  на  учителя? 
Давайте  рассмотрим  один  пример:
 -  Терпеть  не  могу  математичку!  Опять  на  меня  накричала!
 -  Видимо,  ты  очень  разозлился  (так  вы  принимаете  чувства  ребенка).
 -  Да  уж.  Она  сказала,  что  я  опоздал  на  урок.
 - Жалко,  что  так  получилось  (способ  активного  слушания).  А  ты  сам  хотел  бы  больше  не  опаздывать  на  занятия  (помогаем  создать  альтернативу)?
  -  Ну  да.  Постараюсь  вставать  пораньше  (самостоятельный  поиск  решения).
  -  Отлично  придумано  (вывод)!

 

Лень-матушка:  как  ее  обхитрить?
Чем  неинтереснее  для  ребенка  предмет,  тем  ленивее  он  будет  относиться  как  к  посещению  занятий,  так  и  выполнению  домашней  работы.  Что  же  можно  сделать?  Превратить  скучное  в  интересное!  Учеба  может  и  должна  быть  увлекательной  и  интересной.  Объясните  ребенку,  что  изучение  любого  предмета  похоже  на  прохождение  компьютерной  игры:  пока  не  пройдешь  этот  уровень,  то  на  следующий  не  попадешь.  Чем  глубже  школьник  изучает  предмет,  тем  больше  шансов,  что  в  этой  игре  он  станет  победителем!  Поэтому  поощряйте  все  успехи  ребенка,  даже  если  они  кажутся  вам  не  столь  существенными. 

Не  сравнивайте  достижения  школьника  с  успехами  его  одноклассников,  неважно,  выше  они  или  нет.  Некоторые  родители  постоянно  ставят  ребенку  кого-то  в  пример:  «А  вот  Петя  учится  только  на  «отлично»,  «А  Маша  успевает  не  только  в  обычной  школе  хорошо  учиться,  но  и  в  музыкальной  и  художественной!»…  Такие  сравнения  неизбежно  приводят  к  тому,  что  школьник  начинает  ненавидеть  как  образцовых  юных  гениев,  так  и  учебу  в  целом.

 

Проблемы  раннего  подъема
Каждое  утро  для  вас  и  вашего  ребенка  превращается  в  пытку?  Вся  семья  пытается  сначала  ласковыми  уговорами,  а  потом  криками  разбудить  ребенка  в  школу  –  ведь  опять  опоздает!  –  а  тому  и  дела  нет?  «Это  вам  надо,  вы  и  идите  в  эту  школу!»  Ну  что,  знакомая  для  многих  картина?  И  что  отвечают  родители  сонному  чаду?  Обычно  это:  «Тебя  не  спросили!»,  «Хочешь  –  не  хочешь,  а  в  школу  собирайся!»,  «Последнее  предупреждение!  Хватит  ныть,  быстро  вставай!».  Но,  положа  руку  на  сердце,  признайтесь  себе:  много  ли  толку  от  таких  утренних  скандалов?  Попробуйте  понять  и  принять  чувства  ребенка  –  так  станет  проще  всем. 
Возможный  диалог  между  вами  и  ребёнком,  может  выглядеть  так:
  -  Мне  кажется,  что  ты  не  хочешь  идти  в  школу.
  -  Конечно!  Надоело  уже,  каждый  день  одно  и  то  же,  еще  и  вставать  рано…
  -  Понимаю,  очень  непросто  вставать  так  рано  каждый  день.  Вот  было  бы  здорово,  если  бы  уроки  начинались  в  14  часов,  и  тебе  бы  не  приходилось  так  рано  вставать?
  -  С  одной  стороны,  да…  Но  во  сколько  тогда  из  школы  я  возвращаться  буду?
  -  Действительно.  Так  что  можно  сделать  сейчас?
  -  Может,  ложиться  раньше,  чтобы  и  вставать  было  проще…
Так  вы  и  разделили  чувства  ребенка,  и  выслушали,  и  помогли  ему  самостоятельно  сделать  выводы  и  принять  решение.

 

Диагноз:  стресс!
Нередко  причиной,  по  которой  школьник  потерял  интерес  к  учебе,  является  стресс  или  сильное  переутомление.  К  сожалению,  некоторые  родители  считают,  что  ребёнок  попросту  ленится,  поэтому  не  воспринимают  его  жалобы  всерьез  –  а  зря!  Когда  ребенок    повзрослеет,  проблемы  могут  только  усугубиться  и  «перерасти»  в  вегетососудистую  дистонию,  а  также  гипер-  или  гипотонию.
Для  начала  определите  причину,  по  которой  ребенок  устает.  Если  усталость  физическая,  отмените  на  время  дополнительные  занятия  (спортивные  и  другие),  особенно  если  на  них  школьник  ходит  вечером  и  поздно  возвращается.
Усталость  может  быть  и  умственная.  Ее  распознают  по  постоянной  рассеянности  и  забывчивости,  невозможности  сконцентрировать  внимание,  систематическому  непониманию  учебного  материала.  В  таком  случае,  ребенку  просто  показаны  физические  нагрузки  и  пребывание  на  свежем  воздухе!  А  вот  компьютерными  играми  и  сидением  в  четырех  стенах,  пусть  и  с  целью  освоить  дополнительный  материал,  лучше  пренебречь.
Бывают  и  очень  впечатлительные  детки,  которые  от  школьного  и  домашнего  калейдоскопа  событий  потом  испытывают  эмоциональную  усталость.  Таким  ребятам  лучше  ограничить  время  просмотра  телевизора  и  сидения  за  компьютером:  замените  просмотр  передачи  или  прохождение  «стрелялки»  совместным  досугом.  Сделайте  что-то  своими  руками:  пусть  это  будет  поделка  или  вышивка,  главное,  чтобы  ребенок  расслабился  и  отвлекся.

 

Как  договориться  с  «нехочухой»
«Каждый  день  уроки  делать  –  надоело,  не  хочу  и  не  буду!»  Не  правда  ли,  такую  фразу  слышал  практически  любой  родитель?  А  всем  взрослым  известно,  что  если  делать  что-то  не  хочется,  то  всеми  силами  откладываешь  выполнение  этого  занятия.  Еще  пять  минут  посмотрю  телевизор,  а  потом  выпью  чай,  а  после  позвоню  подружке…  А  дети  так  похожи  на  взрослых!  И  вот  уже  близится  время  укладываться  спать,  а  ребенок,  несмотря  на  многочисленные  напоминания,  еще  и  не  садился  за  уроки.  Что  делать?  Стоять  «над  душой»,  пока  все  не  будет  сделано?  Кричать?  Решать  задачи  и  писать  упражнения  самостоятельно,  чтобы  чадо  не  схватило  плохую  отметку? 
Во-первых,  успокойтесь.  Во-вторых,  постарайтесь  построить  разговор  с  ребёнком  по  следующей  схеме:

  • Дайте  объективную  оценку  проблеме:  «Уже  вечер.  Ты  не  сделал/а  уроки».
  • Предоставьте  информацию:  «Уроки  сделать  проще  тогда,  когда  у  тебя  есть  силы.  К  примеру,  сразу  после  прогулки».
  • Предоставьте  право  выбора:  «С  чего  ты  будешь  начинать?  С  физики  или  английского?»  Объясните  ребенку,  что  лучше  сначала  браться  за  то,  что  сложнее.
  • Расскажите  о  своих  чувствах:  «Я  расстраиваюсь  и  сержусь,  когда  ты  подолгу  не  садишься  за  уроки»  или  «Я  волнуюсь,  что  тебя  завтра  вызовет  учитель,  а  ты  окажешься  не  готов».
  • Вместе  придумать  удобный  для  вас  обоих  вариант,  например:  «Можно  начинать  делать  уроки  после  прогулки,  в  17  часов.  Я  приду  в  шесть  часов,  а  проверю  уроки  у  тебя  в  семь.  После  уроков  можем  вместе  поиграть  в  настольную  игру  или  посмотреть  что-нибудь».

Помогите  ребенку,  придумав  для  него  веселые  «напоминалки»  (их  можно  сделать  в  виде  коллажей  или  рисунков,  главное,  чтобы  они  вызывали  положительные  эмоции):  «Уроки  сделав  побыстрей,  ты  сразу  станешь  веселей!»  или  «Учебники  по  тебе  соскучились!».  Повесьте  эти  «агитплакаты»  рядом  с  рабочим  местом  школьника.