Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Травля в детском коллективе (продолжение)

Библиотека

Травля в детском коллективе (продолжение)

Автор: Мищенкова Т.И., Воспитатель

  • Назвать  вещи  своими  именами

Дело  в  том,  что  дети  зачастую  не  осознают,  что  именно  делают.  Для  самих  себя  собственные  действия  они  невинно  обозначают  так:  «мы  его  дразним»,  «мы  так  играем»  или  «мы  его  не  любим».  От  взрослого,  который  взял  на  себя  ответственность  за  разрешение  ситуации  (будь  то  учитель,  школьный  психолог,  вожатый  в  лагере,  тренер  или  завуч),  дети  должны  узнать  истинное  название  вещей.

А  именно:  когда  человека  намеренно  доводят  до  слез,  согласованно  и  систематически  дразнят,  когда  отбирают,  прячут  и  портят  его  вещи,  когда  толкают,  щипают  и  бьют,  когда  обзывают  и  подчеркнуто  игнорируют,  —  это  называется  «травля».  И  это  недопустимо.  Бывает,  что  называния  явления  в  категоричной  форме  достаточно,  чтобы  оно  тут  же  сошло  на  нет.

Очень  важно,  чтобы  взрослый  при  этом  был  однозначен  в  оценке.  Разговор  о  том,  что  люди  могут  быть  разными,  могут  нравиться  друг  другу  больше  или  меньше,  но  это  не  повод  грызть  друг  друга,  как  пауки  в  банке.  Но  разговор  этот  не  должен  быть  нотацией,  ведь  дети  чувствуют  искренность  и  плохо  воспринимают  нравоучения.

 

  • Травля  как  общая  беда

Когда  людей  обвиняют  в  чем-либо,  они  инстинктивно  защищаются.  В  этот  момент  их  не  интересует,  правы  они  или  нет,  главное  —  оправдаться.  Дети  не  исключение.  В  особенности  это  касается  зачинщиков,  ведь  ими  становятся  те,  кто  сам  абсолютно  неспособен  переносить  стыд  и  вину  (потому  и  травит).

Первое,  что  слышат  взрослые  в  ответ  на  упрек  в  травле  —  «А  чего  он?  А  мы  ничего...  А  это  не  я».  Спорить  о  фактах,  искать  виноватого,  разбираться,  кто  кому,  что  и  зачем  сказал  —  бессмысленно.  Нужно  обозначить  травлю  как  болезнь  группы.  Так  и  заявить:  «Есть  болезни,  которые  поражают  не  людей,  а  классы,  компании.  Это  как  если  человек  не  моет  руки,  то  рискует  подхватить  инфекцию  и  заболеть.  Если  группа  не  следит  за  чистотой  отношений,  то  заболевает  насилием.  Это  плохо,  грустно  и  вредно  нам  всем.  А  раз  мы  в  одной  лодке,  то  и  проблема  у  нас  общая.  Давайте-ка  вместе  лечиться,  чтобы  у  нас  был  здоровый,  дружный  класс».  Подобное  заявление  от  взрослого  не  только  позволит  зачинщикам  сохранить  лицо,  оно  поможет  снять  напряжение  и  противопоставление  между  жертвами-насильниками-свидетелями.

 

  • Гадкий  утенок  против  птичьего  двора

Главная  задача,  которая  стоит  перед  взрослым,  —  суметь  вывести  детей  из  «стайного»  азарта,  помочь  им  оценить  происходящее  с  моральной  точки  зрения.  Для  этого  существует  простой  психологический  прием:  предложите  детям  оценить  их  личный  вклад  в  болезнь  класса  под  названием  «травля».  Пусть  один  балл  будет    означать  «я  никогда  в  этом  не  участвую»,  два  балла  —«иногда  присоединяюсь,  но  потом  жалею»,  три  балла—  «травил,  травлю  и  буду  травить;  это  же  здорово».                             

       

Попросите  всех  одновременно  показать  на  пальцах,  сколько  баллов  они  поставили  бы  сами  себе.  Скорее  всего,  «троек»  не  будет  даже  у  самых  отпетых  агрессоров.

Не  пытайтесь  в  ответ  уличать  детей,  напротив,  подыграйте  им  словами:  «Как  я  рад,  у  меня  от  сердца  отлегло.  Никто  из  вас  не  считает,  что  травить  —  это  хорошо  и  правильно.  Даже  те,  кто  это  делал,  потом  жалели.  Это  замечательно,  значит,  нам  будет  нетрудно  вылечить  свой  класс».  Такая  моральная  оценка  травли  становится  не  внешней,  навязанной  взрослым,  напротив,  ее  дают  дети,  и  вскоре  ситуация  сама  собой  выправляется.

И  даже  если  группа  погрязла  в  удовольствии  от  насилия,  а  конфронтация  еще  более  жестка,  просто  напомните  детям  сказку  о  «Гадком  утенке».  «Читая  эту  сказку,  как  правило,  мы  думаем  о  главном  герое,  об  утенке,  —  с  такими  словами  обратитесь  к  детям.  —  Нам  жаль  его.  Мы  с  неподдельным  интересом  и  напряжением  следим  за  его  судьбой,  сочувствуем  и  переживаем.  Но  сейчас  я  хочу,  чтобы  мы  подумали  о  курах  и  утках  с  птичьего  двора.  С  утенком-то  всё  в  будущем  будет  хорошо.  Он  улетит  с  лебедями.  А  они?  Они  так  и  останутся  тупыми  и  злобными,  неспособными  ни  сочувствовать,  ни,  увы,  летать.  Когда  в  классе  возникает  ситуация,  как  та,  что  случилась  на  птичьем  дворе,  каждому  приходится  определять  свое  место:  кто  он  в  этой  истории?  Среди  вас  есть  желающие  быть  тупыми  злобными  курами?  Каков  ваш  выбор?»

Как  только  выбор  сделан,  положение  вещей  следует  закрепить.  Полезно  не  просто  объявить  новые  правила  жизни  группы,  но  и  зафиксировать  их  на  бумаге  в  виде  конкретных  правил: 

-У  нас  не  выясняют  отношения  с  кулаками. 

-Не  оскорбляют  друг  друга.

-Не  смотрят  равнодушно,  когда  двое  дерутся. 

-Их  разнимают...»  —  вот  примерный  список. 

Идеально,  если  каждый  поставит  под  правилами  свою  подпись,  как  свидетельство  и  согласие  их  соблюдать.  Нарушителю  всегда  можно  будет  указать  на  его  фамилию  в  списке.

Но  не  надо  думать,  что  проблема  тут  же  решится.  Если  за  ситуацией  не  следить,  она  будет  продолжать  тлеть,  и,  как  торфяное  болото,  способна  в  любой  момент  вызвать  пожар.

Ответственный  за  прекращение  травли  взрослый  должен  регулярно  интересоваться  ситуацией,  предлагать  свою  помощь  и  давать  ценные  указания.  Нелишним  будет  ввести  «счетчик  травли»  —  какой-нибудь  сосуд  или  доска,  куда  каждый,  кому  сегодня  досталось,  кто  видел  что-то  похожее  на  насилие,  может  положить  камешек  или  воткнуть  кнопку.  По  числу  кнопок  легко  определить,  насколько  нынешний  день  был  лучше  предыдущего.  Ставьте  спектакли,  делайте  коллажи  о  «хронике  выздоровления»,  ведите  с  детьми  «график  температуры».  Группе  важно  чувствовать  интерес  авторитетного  взрослого.  Именно  это  помогает  коллективу  продолжать  считать  победу  над  травлей  общим  делом.

И  только  тогда,  когда  ситуацию  удалось  вывести  в  здоровое  русло,  педагогу  стоит  задуматься  над  вопросом  популярности  каждого  отдельно  взятого  ребенка.  Чем  дольше  группе  предстоит  прожить  в  данном  составе,  тем  важнее  помочь  каждому  члену  коллектива  получить  признание,  обнаружить  и  предъявить  свою  способность  и  полезность  для  группы,  например,  лучше  всех  хохмить  или  забивать  голы,  рисовать  или  считать  в  уме...  И  чем  разнообразнее  и  осмысленнее  будет  деятельность,  тем  здоровее  будет  группа. 

 

По  материалам  сайта  www.vetkaivi.ru

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ