При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Причины, по которым подростки становятся «трудными» и начинают нарушать закон
Автор: Соколова Марианна Владимировна, Социальный педагог
Девиантное поведение означает отклоняющееся поведение, т.е. отдельные поступки или система поступков, противоречат общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростка может проявляться в нескольких плоскостях:
Все эти качества и свойства личности ведут к трудоемкости обучения и воспитания таких подростков.
Одной из основных причин повторяющегося девиантного поведения у подростков является неблагополучие семьи. При этом в семье могут быть следующие нарушения:
Второй существенной причиной нарушения рамок общества и закона являются особенности личностного развития подростков:
По данным психологических исследований, подросткам с девиантным поведением присущи следующие черты характера: агрессия, недоверие к людям, раздражительность, склонность к риску, снижение чувства сопереживания другому, желание достичь цель сразу, неумение или нежелание вписываться в рамки требований общества, снижение интереса и мотивации к учебе, конфликтность.
Более 40% учащихся с девиантным поведением к учебе относятся равнодушно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а свыше 15% учащихся относятся к учебе отрицательно. Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость (и как причина, и как показатель педагогической запущенности подростков). Отсюда снижен интерес к учебе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками.
Задачей школьных учителей, социальных педагогов является:
Результаты диагностических исследований успеваемости подростков позволяют выделить ряд вариантов взаимосвязи их уровня умственного развития и отношения к учебе:
Опираясь на результаты диагностики, строится образовательно-коррекционная работа с подростками.
Это могут быть ситуации, эмоционально благоприятные для восприятия знаний; ситуации, связанные с раскрытием практической и познавательной значимости изучаемого материала; ситуации, способствующие осознанию недостаточности своих знаний и умений, необходимости приобретения новых. В усилении мотивации учебной деятельности важную роль играют эмоциональный фон учебной деятельности, состояние занимательности, удивления в восприятии предлагаемого материала. В наиболее сложных случаях освоения учебного материала это может быть создание преодолеваемых трудностей при освоении учебного материала.
Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе.
Внеурочная воспитательная деятельность представляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений. Выбирая вид внешкольной работы, нужно учитывать особенности характера трудных подростков: желание самоутверждения, признания со стороны сверстников; индивидуальные склонности подростка; стремление к риску; стремление занять определенное место в коллективе.
Исходя из этого, оптимальными методами внешкольной работы будут кружки и занятия, связанные с движением, групповые занятия под руководством тренера, походы, активный спорт. Например:
Организация факультативных занятий с подростками на базе школ: бардовская песня, рисование (граффити), другое.