Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Причины, по которым подростки становятся «трудными» и начинают нарушать закон

Библиотека

Причины, по которым подростки становятся «трудными» и начинают нарушать закон

Автор: Соколова Марианна Владимировна, Социальный педагог

Девиантное  поведение  означает  отклоняющееся  поведение,  т.е.  отдельные  поступки  или  система  поступков,  противоречат  общепринятым  в  общест­ве  правовым  или  нравственным  нормам.  Девиантное  (отклоняющееся)  поведение  под­ростка  может  проявляться  в  нескольких  плоскостях:

  • как  социально  обусловленные  качества  личности  и  черты  ха­рактера  (неорганизованность,  несобранность,  лень,  невниматель­ность,  недисциплинированность,  лживость,  драчливость,  каприз­ность,  упрямство,  грубость,  озлобленность,  агрессивность,  жесто­кость);
  • как  низкая  общая  культура,  негативное  отношение  к  нравст­венным  нормам  и  правилам,  к  окружающим  людям  (неопрятность,  бестактность,  равнодушие,  безразличие,  необязательность,  невы­полнение  заданий,  пропуски  занятий,  прогулы,  уход  из  дома  и  из  школы,  бродяжничество,  конфликты  со  сверстниками  и  взрослыми,  копирование  образцов  асоциального  поведения,  ориентация  на  узкогрупповые  интересы  и  ценности);
  • как  вредные  привычки  (курение,  употребление  алкоголя,  ток­сических  и  наркотических  средств,  увлечение  азартными  играми).

Все  эти  качества  и  свойства  личности  ведут  к  трудоемкости  обучения  и  воспитания  таких  подростков.

Одной  из  основных  причин  повторяющегося  девиантного  поведения  у  подростков  является  неблагополучие  семьи.  При  этом  в  семье  могут  быть  следующие  нарушения: 

  • отсутствие  или  нарушение  внутрисемейных  связей,  которые  ведут  практически  к  безнадзорности  над  ребенком,  отсутствие  семейных  традиций,  ценностей,  антиобщественная  семейная  мораль.
  • употребление  родителями  наркотиков,  алкоголя,  криминальные  наклонности  родителей
  • жестокое  обращение  с  ребенком  в  любой  форме
  • отвержение  ребенка  как  нежелаемого,  нелюбимого

Второй  существенной  причиной  нарушения  рамок  общества  и  закона  являются  особенности  личностного  развития  подростков:

  • стремление  к  взрослости,  самореализации,  самоутверждению
  • стремление  к  совместной  деятельности  со  сверстниками,  приоритет  мнения  сверстников  над  мнением  родителей
  • гормональные  изменения,  которые  приводят  к  росту  агрессивности,  физической  активности,  выбору  рисковых  видов  деятельности
  • стремление  к  общению  с  друзьями,  стадное  поведение,  иерархия  в  группе

По  данным  психологических  исследований,  подросткам  с  девиантным  поведением  присущи  следующие  черты  характера:  агрессия,  недоверие  к  людям,  раздражительность,  склонность  к  риску,  снижение  чувства  сопереживания  другому,  желание  достичь  цель  сразу,  неумение  или  нежелание  вписываться  в  рамки  требований  общества,  снижение  интереса  и  мотивации  к  учебе,  конфликтность. 

Более  40%  учащихся  с  девиантным  поведением  к  учебе  отно­сятся  равнодушно,  около  20%  школьников  учатся  в  школе  с  явной  неохотой,  а  свыше  15%  учащихся  относятся  к  учебе  отрицательно.  Среди  многообразия  причин  такого  отношения  к  учебной  дея­тельности  у  подростков  с  отклоняющимся  поведением  одним  из  наиболее  значимых  фактов  являются  их  систематическое  отстава­ние  от  темпов  освоения  школьной  программы,  пробелы  в  знани­ях,  стойкая  неуспеваемость  (и  как  причина,  и  как  показатель  педа­гогической  запущенности  подростков).  Отсюда  снижен  интерес  к  учебе,  ослаблена  мотивация  учебно-познавательной  деятельности,  отмечается  высокий  уровень  конфликтности  в  учебном  процессе  с  учителями  и  одноклассниками.

 

Задачей  школьных  учителей,  социальных  педагогов  является:

  • Диагностика  познавательных  возможностей  подростка.

Результаты  диагностических  исследований  успеваемости  под­ростков  позволяют  выделить  ряд  вариантов  взаимосвязи  их  уров­ня  умственного  развития  и  отношения  к  учебе: 

  • хорошему  уровню  умственного  развития  соответствует  соз­нательное,  активное отношение  к  учебной  деятельности,  что  свойственно  хорошо  и  отлично  успевающим  учащимся;
  • хорошее  умственное  развитие  сочетается  с  отрицательным  или  безразличным  отношением  к  знаниям,  где  слабая  успевае­мость  -  результат  недостатков  в  эмоционально-волевой  сфере  ребенка;  здесь  острие  коррекционной  работы  будет  направлено  на  развитие  познавательной  активности,  воспитание  ответственного  отношения  к  учению;
  • при  заметных  недостатках  умственного  развития  (но  не  ум­ственной  отсталости)  ученики  активно  стремятся  к  овладению  знаниями,  ответственно  относятся  к  своим  учебным  обязанно­стям;  здесь  главное  внимание  должно  быть  уделено  организации  учебной  деятельности  подростка,  обучению  его  способам  само­стоятельной  работы;
  • на  различные  недостатки  умственного  развития  накладыва­ется  и  безответственное  отношение  к  учению;  здесь  необходим  комплекс  специальных  мер  индивидуально-дифференцированного  характера.

Опираясь  на  результаты  диагностики,  строится  образователь­но-коррекционная  работа  с  подростками.

  • Создать  ситуацию  моти­вации  к  учебе.

Это  могут  быть  ситуации,  эмоционально  благоприятные  для  восприятия  знаний;  ситуации,  связанные  с  раскрытием  практической  и  познавательной  значимости  изу­чаемого  материала;  ситуации,  способствующие  осознанию  не­достаточности  своих  знаний  и  умений,  необходимости  приобре­тения  новых.  В  усилении  мотивации  учебной  деятельности  важную  роль  иг­рают  эмоциональный  фон  учебной  деятельности,  состояние  зани­мательности,  удивления  в  восприятии  предлагаемого  материала.  В  наиболее  сложных  случаях  освоения  учебного  материала  это  может  быть  создание  преодолеваемых  трудностей  при  освоении  учебного  материала.

  • Коррекция  поведения  во  внешкольных  занятиях. 

Коррекционная  направленность  внеурочной  воспитательной  работы  состоит  в  том,  что  педагогически  запущенным  и  трудно­воспитуемым  подросткам  предоставляется  возможность  удовле­творить  свои  интересы,  реализовать  свои  потребности,  проявить  свои  способности,  оценить  самого  себя  и  быть  оцененным  други­ми  в  ходе  участия  во  внеклассной  работе.

Внеурочная  воспитательная  деятельность  представляет  возможность  подростку  не  только  свободы  выбора  действия,  но  и  создает  условия  для  упражнения  и  тренировки  определенных  эмоционально-волевых  и  нравственно-поведенческих  качеств,  выполнения  общепринятых  требований,  соблюдения  норм  межличностных  отношений.  Выбирая  вид  внешкольной  работы,  нужно  учитывать  особенности  характера  трудных  подростков:  желание  самоутверждения,  признания  со  стороны  сверстников;  индивидуальные  склонности  подростка;  стремление  к  риску;  стремление  занять  определенное  место  в  коллективе.

Исходя  из  этого,  оптимальными  методами  внешкольной  работы  будут  кружки  и  занятия,  связанные  с  движением,  групповые  занятия  под  руководством  тренера,  походы,  активный  спорт.  Например: 

  1. Привлечение  подростков  к  посещению  учреждений  дополнительного  образования  (доступные  кружки,  спортивные  школы,  ФОКи). 
  2. Организация  походов,  лагерей.
  3. Трудовая  занятость.  Нужно  соглашение  с  Центром  Занятости  и  организация  работы.

Организация  факультативных  занятий  с  подростками  на  базе  школ:  бардовская  песня,  рисование  (граффити),  другое.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ