Автор: Чиркова А.В., Педагог-психолог
В центре помощи семье и детям «Гармония» часто можно встретить очень подвижных, шумных и нетерпеливых детей, и совершенно растерянных родителей, которые часто задают один и тот же вопрос: «Это нормально, что в ребенке столько энергии? Может, стоит обратиться к врачу?»
Прежде всего, родителям нужно знать, что не всякого подвижного или возбужденного ребенка следует относить к гиперактивным. Часто в эту категорию записывают упрямых, непослушных, быстро утомляемых, подвижных, шумных нетерпеливых детей. То, что ребенок становится как заводной, давая выход своей скуке, вовсе не признак гиперактивности. Ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.
Определить, является ли ваш малыш гиперактивным, может только врач. Однако есть ряд симптомов, на которые родителям следует обратить внимание. Симптомы эти почти всегда, появляются; до 7 лет, обычно года в четыре. Средний возраст при обращении к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности.
Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.
Как же проявляется гиперактивное поведение?
Вам следует обратиться к специалисту, если в поведении ребенка присутствует более 6 симптомов из 9:
-
беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок постоянно крутится как юла и ведет себя так, будто у него внутри моторчик;
-
ребенок встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте;
-
он проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это совершенно неуместно;
-
он совершенно не может тихо и спокойно играть сам с собой;
-
ребенок болтает без умолку;
-
отвечает на вопросы, не задумываясь и не выслушав их до конца;
-
ребенок мешает другим играть или заниматься, он пристает к взрослым (например, постоянно вмешивается в беседы);
-
подобное поведение длится не менее 6 месяцев;
-
гиперактивность проявляется, как минимум в двух местах (например, дома и в садике или школе).
Врач не имеет права ставить диагноз «гиперактивность», основываясь только на этом наборе симптомов, обычно специалист рекомендует пройти дополнительное обследование мозговой деятельности.
Предположим, в результате медицинского обследования диагноз «гиперактивность» подтвердился.
Что делать?
1. Режим
-
Гиперактивному ребенку, как никакому другому, требуется четкий режим дня, сбалансированная диета и обязательный дневной сон.
-
В питании избегайте таких продуктов, как: шоколад, конфеты, лимонад, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы. Прием пищи должен проходить в четко определенное время, но соответствовать суточным биоритмам ребенка. Не позволяйте делать перекусы! Разделите прием пищи на 6 частей: завтрак, второй завтрак или полдник, обед, полдник, ужин, сонник. Не перегружайте ребенка едой, не заставляйте съедать все до конца. Придерживайтесь принципа: плохо позавтракал, лучше пообедает.
-
При составлении распорядка дня уделите особое внимание прогулке. Ребенок должен находиться на улице максимальное количество времени. Гулять с ним надо в любую погоду. Пребывание на свежем воздухе способствует улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребенка, а это так необходимо гиперактивному малышу! Предоставьте ребенку на улице максимум свободы. Пусть он бегает и прыгает, пачкается, ходит по лужам, стучит палкой по столбу и т. д. Его энергия должна находить выход.
-
Старайтесь составить расписание таким образом, чтобы активные и спокойные виды деятельности сменяли друг друга с частотой 15-30 минут. Исключение составляет только сон.
-
Даже в младшем школьном возрасте гиперактивным детям обязательно нужен дневной сон. Его продолжительность должна составлять от 2 до 4 часов. Постарайтесь выработать определенный ритуал отхода ко сну, Ему должен предшествовать прием теплой ванны с успокаивающими травами. Даже в холодное время года старайтесь купать ребенка в ванне (не под душем!) не реже 2 раз в день по 5-15 минут. Вода оказывает чрезвычайно успокаивающее действие на гиперактивных детей.
-
Пока малыш засыпает, посидите с ним рядом, почитайте ему сказку, погладьте по руке, положите с ним рядом на ночь его любимую игрушку. Можно сделать ему перед сном расслабляющий массаж.
Приблизительный вариант режима дня для гиперактивного ребенка дошкольника.
09.00 — 09.15 - Подъем
09.15 — 09.30 - Умывание
09.30 — 10.00 - Завтрак (каша и др.)
10.00 — 12.00 - Прогулка
12.00 — 12.10 - Полдник (яблоко, сок)
12.10 — 12.45 - Спокойные игры, развивающие занятия
12.45 — 13.15 - Обед (салат, суп и т. д.)
13.15 — 13.30 - Спокойные игры
13.30 — 13.45 - Теплая ванна, массаж
13.45 — 15.45 - Дневной сон
15.45 — 16.30 - Активные игры дома
16.30 — 16.45 - Полдник (кефир, печенье)
17.00 — 19.00 - Прогулка
19.00 — 19.30 - Ужин
19.30 — 20.00 - Спокойные игры
20.00 — 20.15 - Теплая ванна, массаж
20.15 — 20.30 - Спокойной ночи, малыши! (мультфильм)
20.30 — 20.45 - Сонник (стакан молока)
20.45 — 21.00 - Чтение сказки на ночь
21.00 — Сон
2. Исправляем поведение ребенка.
-
Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость, поэтапно используйте методы: предупреждение, игнорирование, тайм-аут, «тихое место» (спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка).
-
Чаще хвалите ребенка и, напротив, старайтесь не обращать внимания на мелкие нарушения дисциплины. Гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.
-
«Заведите дневник самоконтроля, используйте балльную или знаковую систему для оценки и самооценки ребенком своего поведения. Продумайте систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.
-
Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену. Постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком; не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это — самый трудный этап. Не давайте одновременно несколько указаний. Задание должно быть коротким и ясным.
Для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
-
лишение удовольствий, лакомства;
-
запрет на приятную деятельность: компьютерные игры, просмотр телепередач;
-
прием «выключенного времени» (угол или скамья штрафников, досрочное укладывание в постель).