Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Методы нравственного воспитания

Библиотека

Методы нравственного воспитания

Автор: Кадяева Е., Воспитатель

Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.

Ускорение и углубление нравственного формирования личности в значительной степени зависит от вооруженности воспитателя знаниями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Реализация этого положения в практике воспитания детей требует динамичности, соотношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым является воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу воспитанников. Все эти виды воздействия составляют основные компоненты процесса нравственного воспитания. И если один из них выпадает из поля педагогического зрения или внимание к нему ослаблено, то организованное и руководимое формирование и самоформирование личности в какой-то мере уступает стихийному. Поэтому в конечном итоге цель и задачи воспитания не могут быть полностью достигнуты и успешно решены.

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста детей и жизненного опыта.

Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только коллектив начинает заметную роль играть актив воспитанников, методика работы меняется. Педагог стремится в своих требованиях опираться на мнение воспитанников, советуется с ними.

Формы организации и методы формирования межличностных отношений изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всей группой, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

Рассмотрим группы методов формирования межличностных взаимоотношений воспитанников: методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

Упражнение обеспечивает выработку и закрепление у младших подростков необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.
Используя этот метод в своей работе, воспитатель в целом влияет на личность.

Убеждение направлено на формирование у младших подростков этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. В различных ситуациях, умело подобранных воспитателем, дети самостоятельно решают нравственные проблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю воспитанника.

Самостоятельное решение подростком нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет воспитателю устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения.

Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.

В работе с группой можно использовать такие приемы, которые помогают воспитателю умело изменять мотивы поведения воспитанников: разбивать на подгруппы при выполнении различных видов деятельности, создавать благоприятную обстановку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнять нежелательное для личности, но необходимое для коллектива поручение. Назначать ответственным лицом за поручение в ту подгруппу, где авторитет подростка незначителен. Давать внеочередное задание или выполнение его за товарища. Поручать то дело, которое воспитанник считает плохим. Лишать ожидаемого удовольствия, сталкивать личность с множеством выбора вариантов поведения. Вызывать у воспитанника желание поделиться с товарищами чем-то ценным и важным для него лично. С помощью этих методов воспитатель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие личности.

Также выделяются три группы методов:

  • методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, диспут, доклад, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
  • методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и осуждения отрицательных поступков и действий воспитанников. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение детей, на формирование их морального облика, на взаимоотношения между ними.

В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения.

В реальном педагогическом процессе методы и методические приемы выступают не изолировано, а в различных сочетаниях. Бывают случаи, когда и методы и методические приемы образуют сложные переплетения, поэтому создается впечатление об обилии методов нравственного воспитания.

 

По материалам интернета

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ